Несколько дней телефон редакции не умолкал. Читатели просили подробнее рассказать о строящемся во Владимирской области первом и пока единственном в России учреждении такого статуса. Надеемся, что в этом материале они найдут ответы на многие вопросы.
Детский рак излечим на 70%. Об этом знают многие. Но мало кто понимает, что после выхода ребёнка из больницы ему зачастую требуются долгие месяцы и даже годы, чтобы адаптироваться в обществе. А без правильной реабилитации это может и вовсе не произойти. Сегодня каждого, нуждающегося в реабилитации ребёнка готовы бесплатно принять в «Шередаре».
Счёт на минуты
Взявшись за руки, мальчишки идут по коридору. И вот один из них осторожно усаживает второго в кресло: «Максим, подожди, я сейчас….» и убегает. У меня ком в горле - ребёнок не видит! И всё же я делаю попытку завязать знакомство. Паренёк охотно откликается:
- Эх, жаль партию в шахматы не успели закончить! - восклицает он бодро.
- Так ты - шахматист? - поинтересовалась я.
- Нет, я здесь, в «Шередаре», научился... Но ничего, придём из киномастерской и продолжим!
Значит, ребята даже фильмы здесь снимают! Не говоря уж о том, что учатся рукоделию, стрельбе из лука, ювелирному делу, рисуют, поют и танцуют, катаются на лошадях, берут друг у друга интервью и пишут заметки. Каждый день волонтёры, которые здесь носят звания Мастеров и Шери, придумывают для детей новые задания, готовят сюрпризы. Дети от этой суеты только в восторге, и Максим, несмотря на слепоту, которой «наградило» его онкологическое заболевание, от них не отстаёт.
- Значит, будете делать кино?
- Конечно! В прошлой смене я играл Гарри Поттера, он мой любимый герой! - ответил мальчик, а я не решилась спрашивать дальше.
Беседы гостей с детьми здесь вообще не приветствуются. И не столько из осторожности, сколько из-за насыщенности программы, ведь ребята в «Шередаре» всего 7 дней. Отвлекаться на разговоры им просто некогда - их жизненный счёт идёт на минуты. А каждая минута - это преодоление. Можно, конечно, назвать чудом способность незрячего мальчика видеть мир. Но правильней будет считать это результатом работы многих людей и, прежде всего, победой самого ребёнка над собой и своими комплексами.
Вскоре возле нас с Максом образовалась кучка детей 8-10 лет из отряда «Искорки». Шебутные, любопытные, на первый взгляд почти не отличающиеся от своих сверстников (за исключением, пожалуй, Максима да ещё Данилы, который довольно шустро передвигается на костылях и на одной ножке). Но только на первый взгляд - рак не пощадил никого из них. Разъедая изнутри эти маленькие неокрепшие тельца, он надломил детские души, лишил уверенности в себе и собственных силах, а значит, подставил под сомнение будущее. Вернуть детям надежду взялись Шередари - так называют себя те, кто работает в центре.
Риск есть всегда
Расположен центр в живописном месте Петушинского района - посёлке Сосновый Бор, расположенном на слиянии рек Киржач и Шередарь (отсюда и название). Нынешняя 7-я смена особенная. Она совпала с Международным днём детей, больных раком, и с Олимпиадой в Сочи. Здесь у каждого своя Олимпиада - свои страхи и надежды, стремление к победам и достижениям. К тому же сразу столько детей в «Шередаре» ещё никогда не было. 62 ребёнка приехали из Якутска и Иркутска, Томска и Волгограда, Оренбурга и Казани, Брянска и Самары, Владимира и Москвы, Воронежа и Санкт-Петербурга, Рязани, Брянской и Орловской областей. Так же широка и география волонтёров, их в этой смене 50. Чуть меньше - медицинских работников.
- Андрюша два года пролежал на больничной койке с диагнозом рак почки, - перелистывая анкету, рассказывает онколог-педиатр из Москвы Екатерина ГОЛУБЕВА. - Но болезнь не отступила, она лишь находится в состоянии ремиссии. То же самое могу сказать и о других ребятах. Кому-то из них не требуется лечения, а кто-то продолжает каждый день принимать лекарственные препараты. Но риск есть всегда. Зная об этом, родители постоянно боятся за своего ребёнка. Этот страх делает беспомощными и детей, и взрослых. «Научите моего ребёнка общаться со сверстниками», - вот о чём чаще всего просят они. Жаль, что далеко не все понимают, насколько необходима детям реабилитация, и не знают, что провести её могут в «Шередаре». Я здесь уже четвёртую смену. Мы с коллегами наблюдаем за ребятами, проводим профилактические мероприятия. Вот только что промыли каждый носик, чтобы инфекцию не подхватил. И знаете, что радует - наш изолятор всегда пустует!
Врач-педиатр из Владимира Виктория НЕФЁДОВА говорит, что, работая в областной больнице, не раз сталкивалась с онкологическими детьми, но только в Центре смогла по-настоящему разглядеть и понять их. Ведь здесь особенная обстановка.
- Наше знакомство с подопечными начинается с истории болезни, а там что ни судьба, то трагедия, - говорит Виктория. - Но вот видишь их воочию и поражаешься. Сколько жизнелюбия, жажды к знаниям, к общению! Каждый спешит поделиться тем, что произошло за день - с кем подружился, чему научился. Данилка гордится, что умеет теперь стрелять из лука, а Алёша - что сделал их проволоки мотоцикл. Чувство уверенности в своих силах растёт в детях ещё и потому, что здесь они без родителей. И это хорошо! Ведь дома мамы и папы, бабушки и дедушки стараются создать для них тепличные условия - а это сплошные запреты и отсутствие контактов с внешним миром. «Шередарь» даёт ребятам относительную свободу и возможность адаптироваться в социальной среде.
Наблюдая за детьми, врачи, медсёстры и сами получают массу положительных эмоций. А ещё бесценный опыт. Студентки Владимирского медколледжа Катя МЕДВЕДЕВА и Катя АКСЁНОВА приехали в «Шередарь», чтобы испытать себя на прочность.
- Наши ребята, конечно, особенные, - говорят девушки, - но относиться к ним нужно, как к обычным детям. На тренингах нас учат, общаясь с детьми, даже не намекать на то, что им пришлось пережить, а это очень непросто. И если для Шери главное - выстроить взаимоотношения с ними, то для нас - ещё и быть в ответе за их здоровье. Словом, медсестра - это круто!
- А я - Шери, и это тоже круто! - восклицает Рита ВАСИЛЬЕВА. - Почему я здесь? Хочу стать полезной.
Девушка учится на факультете психологии ВлГУ, приехала в центр по объявлению. С филфака того же вуза Настя ТОЧИЛОВСКАЯ.
- Жила себе и жила, не зная, чем себя занять, а если и делала что-то, то для себя, - рассказывает Настя. - И вот я здесь - невероятные эмоции и пища для размышлений!
Из больничной палаты в детство
Реабилитационный центр «Шередарь» строят на средства одноимённого благотворительного фонда. Осенью 2013 года здесь открыли первый из 26 жилых домиков будущего комплекса, который сможет вместить одновременно 120 детей. Предстоит построить отдельные здания для групповых занятий и всю инфраструктуру, чтобы в лагере было всё необходимое для маленьких подопечных. А пока ребят располагают на территории соседнего дома отдыха «ВКС-Кантри».
- Страшно представить, что эти дети перенесли - собственную боль, страдания и смерть тех, кто рядом, - говорит руководитель фонда «Шередарь» Михаил БОНДАРЕВ. - Если 62 ребёнка победили рак, то и ушли столько же. А кто останется из этих 62? У меня нет ответа. Необходимы реабилитационные программы, которые помогают вернуть детям уверенность в себе, поднять самооценку, научиться жить нормальной жизнью сверстников. Такие программы у нас есть, и пусть об этом узнают как можно больше родителей детей, перенёсших рак. Важно и то, что за неделю реабилитации не нужно платить. Фонд берёт на себя и стоимость проезда детей из Москвы до посёлка Сосновый Бор. И пусть в «Шередаре» будет не 62 ребёнка, а 162! Однако и этого недостаточно, ведь в реабилитации нуждаются тысячи маленьких россиян. Наш «Шередарь» только строится, но я убеждён - такие центры должны работать по всей стране.
Реабилитационные программы разработаны с учётом методик терапевтического отдыха Международной Ассоциации реабилитационных лагерей SeriousFun Children’s Network. Их автор и ведущий эксперт, реабилитационный директор центра «Шередарь» Терри ДИГНАН - мировая знаменитость. Вместе с актёром Полом НЬЮМАНОМ он создавал лагерь «Баррестаун» в Ирландии. Ждут его и в подобных лагерях Европы и Америки. Тем не менее, каждую смену Терри приезжает в «Шередарь». Здесь он и куратор, и консультант, и просто помощник волонтёров и сотрудников центра. Мне удалось познакомиться с этим удивительным человеком мира. Уникальность своих программ он видит в том, что они способны изменить собственное восприятие ребёнка, из больничной палаты вернуть его в детство, «заразить детей весельем после уныния».
Мы с Шери ведём отряд «Искорка» в киномастерскую, и Настя размышляет:
- Смотрю на этих детей и понимаю, что жизнь непредсказуема, и нужно учиться быть счастливым каждую минуту. Наши маленькие Шередари это уже умеют. Они такие потрясающие, яркие, любознательные, но никто не может сказать, что их ждёт впереди. И всё же я уверена - дети, которые победили рак, не должны выпадать из общества. Для этого и нужны такие программы.
- Закончится смена, ты расстанешься с ребятами, вернёшься в свой привычный круг. Что же дальше? - спросила я Настю.
- Дальше - буду думать...