И пусть местные производства – это все-таки не совсем аналог выращенного на своем подворье или испеченного в домашней печи. Но в том, что именно местные производители, издавна кормящие земляков, с большей вероятностью работают максимально соблюдая все требования качества и безопасности, не сомневается, наверное, никто.
Поэтому вице-губернатор, директор департамента сельского хозяйства и продовольствия Вячеслав ГУСЕВ пригласил на встречу представителей компаний, давно уже работающих над продовольственным обеспечением региона.
Напомнив о мерах поддержки сельхозпроизводителей, принимаемых государством, Вячеслав Викторович «озадачил» отрасль необходимостью сохранять объемы засеянных площадей и выпускаемого продукта, а главное – все силы бросить на продвижение собственной продукции, выращиваемой и производимой непосредственно в регионе. Ведь вступление России в ВТО заставило региональных производителей конкурировать с мировыми фирмами, которые, возможно, и кормят народ менее качественным продуктом (судя по большим срокам годности), но зато могут себе позволить реализовывать его по более низким ценам. У них – и свои распределительно-логистические центры.
Специалисты проверили качество молочной продукции, продаваемой в регионе >>>
Чтобы «труба дымила»
Кстати | |
---|---|
Во Владимирской области пищевая промышленность является ведущей в структуре обрабатывающих производств. Если в сельском хозяйстве на сегодняшний день работают 187 организаций, то производством пищевой продукции заняты 500. Местные продукты пользуются неизменным спросом у населения. Однако дело осложняют его низкая платежеспособность и жесткая конкуренция на рынке сбыта. |
С какими же проблемами сталкиваются в результате местные производители? Насколько актуален сегодня в глубинке принцип: «Пока дымит труба – держитесь за нее»? Ведь «трубы» своего производства – это, как известно, и социальная сфера, и вообще – жизнь, оказавшаяся сегодня в ряде населенных пунктов перед вопросом: быть или не быть?
Одно из явлений, которое отметили производители, - резкое падение цен на свинину.
- У нас ее берут по ценам на 30 - 35% ниже прежних, - говорит директор одного из профильных производств Анна КАЛУГИНА, - тогда как в рознице цены остались теми же.
А ведь производитель вынужден нести все те же расходы, что и раньше: платить налоги и зарплату, делать отчисления социального плана, заботиться о кормовой базе и т.д.
- Мы почти миллиард рублей вложили в модернизацию, - делится наболевшим Владимир ШИНАКОВ, руководитель другого предприятия-кормильца - хлебокомбината, - и качество нашей продукции – на высоте! Но сегодня потребитель, к сожалению, нередко идет за ценой, а не за качеством. Поэтому за год возврат хлеба хорошего качества составил порядка тысячи тонн…
Продуктовые войны: как вступление в ВТО повлияло на продукты в магазинах >>>
- Бренд «Покупай владимирское, покупай свое!» сработает, когда в этом будут заинтересованы не только производители, - считает директор комбината по выпуску «зеленой» продукции Александр ДУБОВ. - Пока у нас многие законы не работают.
Александр Федорович рассказал об опыте Финляндии по продвижению своей продукции: на верхних рядах магазинов стоит свежая продукция отечественных производителей, соответствующим образом обозначенная. Ниже – привозная продукция, причем – более дешевая; но финские покупатели отдают предпочтение продуктам местных компаний.
Как же нам добиться, чтобы жители и гости региона шли за продуктами «из местных»? В этом плане аграрии, принявшие участие в беседе, дружно апеллировали к СМИ: рекламы не хватает, а вы не пишете, мол, о нас бесплатно - все на коммерческой основе вам подавай!
Но ведь и производители не раздают свою продукцию бесплатно, не говоря уж об ограничениях для СМИ со стороны федерального законодательства: даже упоминание того или иного производителя без пометки «На правах рекламы» может стать поводом для штрафа.
Попасть в сети…
Справка | |
---|---|
В Ивановской области размер субсидий за литр молока высшего сорта возрос в 4 раза. Что же касается реализации продукции местных производителей, то ежегодным стимулом ее приобретения становится День предпринимателя, который в текущем году будет отмечаться 31 мая. Местные предприятия организовывают в рамках этого мероприятия целый ряд интересных выставок, многие из которых превращаются в настоящие шоу с большим количеством зрителей и покупателей. |
Спору нет: во многом сельхозпроизводители правы, и вполне понятны их обиды на то, что муниципалы зачастую не продляют сроки аренды магазинов, где несколько местных производителей, объединившись, торговали своей продукцией. Но можно ли требовать с областной власти, чтобы она вмешалась и потребовала продлить аренду, если федеральное законодательство относит эти полномочия к разряду муниципальных? Вот и получается, что сегодня нередко приходящие в регион торговые сети выдавливают местные магазины шаговой доступности. Сами же сети не всегда готовы работать с местными производителями на выгодных для них условиях.
Орлова объявляет войну крупным иногородним торговым сетям >>>
- Мы два года работали с одним из крупных торговых центров Владимира, - говорит директор предприятия-производителя майонеза, соков и другой продукции Нугзар ГЕОРГАДЗЕ, - а потом нам отказали без объяснения причин.
Выход из положения, как говорили сами участники беседы, есть: объединять усилия. Шаг в этом направлении уже сделан: одна из муромских компаний взялась строить распределительный центр, чтобы и свои проблемы решить, и других производителей региона поддержать.
- Золотой получится огурец, если возить в Муром, - отозвался об этом проекте Дубов, - но мы вынуждены будем воспользоваться и этим шансом.
Шансы объединения надо, очевидно, активнее задействовать и на других территориях, отмечали участники беседы.
- Производители должны бороться сами за себя, - считает Калугина. А Георгадзе напомнил, что раньше область активнее помогала местным производителям участвовать в выставках, в том числе – и на региональном уровне. Сейчас, правда, немало таких выставок стали традиционно проводиться во Владимире – «Владпродэкспо», «Зеленая неделя» и другие. Но это не снижает интереса местных производителей и к столичным, зарубежным и другим площадкам для демонстрации своих возможностей. Правда, вот пресса, опять-таки, не хочет бесплатно писать о дипломах и медалях, привезенных с выставок…
Комментарий власти
- Концепция продвижения своей продукции, в условиях жесткой конкуренции, которая все более и более обостряется «проживанием» в ВТО, сегодня важна, как никогда, - говорит вице-губернатор Вячеслав ГУСЕВ. - К 2020 г. мы должны суметь самостоятельно обеспечивать регион продуктами питания, одновременно задействуя и экспортный потенциал своих производств.
Что же касается торговых сетей, то надо, не отказываясь от них и, действуя в рамках законодательства, объединяться для защиты своих «местных» интересов.
Комментарий эксперта
- Бороться за рынок сбыта владимирским производителям сегодня непросто, - высказывает свое мнение начальник отдела продаж компании-производителя мясных полуфабрикатов Дмитрий МАРКИН, - но у нас это получается, очевидно, потому, что мы всегда честны с потребителем. Если, например, в линейке дешевых пельменей мы используем не охлажденное, а замороженное мясо, то так и пишем на упаковке.
Наша продукция представлена и в сетях, и в других регионах – почти всей Центральной России. Пробиваться в сети достаточно сложно, особенно - федеральные. Но даже решив эту задачу, обходиться сегодня только сырьем местных производителей, как бы этого ни хотелось, мы не можем.
Отечественные поставщики нет-нет да подведут: то по качеству сырья, то по срокам его поставки. Так что приходится процентов на 10 все-таки использовать импортное сырье.
Даёшь продуктовый патриотизм!
- Вкус к еде формируется в детстве: чем тебя кормили мама с бабушкой, то и вкусно, - говорит председатель Союза журналистов Владимирской области Александр КАРПИЛОВИЧ. - А готовили они, как правило, из местных продуктов. Поэтому лично меня уговаривать не надо: я и так ем владимирскую картошку и огурцы с любимой грядки. Кстати, диетологи тоже рекомендуют продукты, выращенные в «своей» местности и в текущем сезоне, потому что в привозной – экология другого региона и непривычные микроорганизмы.
Другое дело – торговля в «промышленных» масштабах и связанные с ней проблемы: логистика, сроки хранения, цена сетевого «входного билета»…
Полностью разделяю стремление областной власти поддержать владимирского производителя. Но и сам он должен активнее продвигать свои бренды на местном рынке. Надо развивать «движение продуктового патриотизма», а для этого оперативно разработать мощную информационно-рекламную кампанию с использованием всех медийных носителей (СМИ, интернета, наружки) с условным названием, например, - «Ешьте местное».