Современная молодежь читает «Сумерки» и совершенно не интересуется классикой. «Не опускайтесь до читателя!» - заламывают руки педагоги. «Пусть хотя бы это читают» - сокрушаются библиотекари.
…Дедушка никуда не спешит. Он включает старый абажур, аккуратно завешивает его с одной стороны полотенцем – чтобы на тебя не светило. Достает потертый очечник. Его очки – завораживающее зрелище. Спереди - толстые выпуклые линзы, сзади, на дедушкином лысом затылке – бельевая резинка. Так уж точно не слетят. Он удобно усаживается в кресле, кряхтит, откашливается и – наконец-то! – берет в руки книгу.
Ее корешок обветшал от времени, и бережливый дедушка любовно починил его с помощью картона и твоей цветной бумаги. Ты лежишь в кровати, тебе 6 лет, и по задумке родителей, дедушка должен усыпить тебя своим мерным чтением. Наивные! Они даже не догадываются, что сейчас в этой комнате находятся два товарища, два подельника, два члена Тайного Общества. Какой сон! Ведь именно сегодня находчивый Жилин попытается сбежать из плена. А вы с дедом будете нестись за ним следом – по каменистым горам Кавказа, к своим, к своим…
С тех пор я ни разу не перечитывала «Кавказского пленника» Толстого. Весь рассказ помню до мельчайших деталей. В дошкольном возрасте Тайное Общество прочло все сказки Пушкина, все рассказы Толстого, изрядную часть Чехова. Вы знаете, из-за чего произошел мой первый настоящий скандал с мамой? Она читала мне вслух «Рыцаря в тигровой шкуре», но однажды не удержалась, и пока я спала, бегом дочитала поэму до конца. А на следующий день ей уже было неинтересно читать повторно, и она сделала мне «устное изложение» близко к тексту. Мы не разговаривали целый день. И я загадала желание – поскорее научиться читать. Чтобы не «мама мыла раму», а вот так – Жилин, Рыцарь, Шемаханская царица.
Как приучить ребенка к классике? Не надо заламывать руки и закатывать глаза. Просто каждый вечер садиться у его кровати и читать Роман с продолжением. Да, еще одно условие – не надо никуда спешить.
Чтобы приучить ребенка к классике, не нужно быть интеллигентом в пятом поколении. Мой дедушка был из крестьян, из маленького села на Украине. Подозреваю, что книги-то он по-настоящему начал читать уже в эвакуации в Челябинске. Уже теперь мне кажется, что многие произведения он впервые прочел со мной – в наши вечера, когда собиралось Тайное Общество. Ну и что. Никогда не поздно, и никогда не рано.
Мама работала телефонисткой. По вечерам как все советские женщины, стояла в очередях, а потом жарила котлеты. Но я благодарна ей за то, что она находила время читать мне Есенина. «Письмо к женщине» я услышала в 7 лет. И до сих пор помню его наизусть.
А потом я работала сама, уставала, жарила котлеты и уставала еще сильнее. Сыну читала, пока был маленький, но на Красной шапочке дело и закончилось. До Толстого не добрались. И только теперь, повзрослев, и, надеюсь, поумнев, поняла – никакие котлеты, никакие сериалы, никакая усталость за день не смеют отменять эти вечерние волшебные 15-20 минут.
Я виновата перед старшим сыном. Я могу реабилитироваться перед младшим. Пока ему полтора года, я торжественно вступаю и беру его с собой в наше Тайное Общество. Общество любителей читать.