Как рассказали в пресс-службе областной администрации, уже состоялся конкурс, объявленный руководством региона, на право измерения всех пассажиропотоков в области. Измерить планируется число количество пассажиров, пользующихся как услугами железных дорог, так и автобусами. Проведение такого конкурса являлось плановым мероприятием. Таким образом, государство в лице администрации области сможет получить реальные данные о том, каков реальный объем пассажиропотока (а не число проданных билетов). На основании этих данных исполнительная власть региона планирует формировать заказы для перевозчиков на будущий год. Работа по оценке объема пассажиропотока уже началась.
Одна из причин проведения исследования – недавний конфликт, который возник у областной администрации с Волго-Вятской пригородной пассажирской компанией по поводу отмены пригородных электричек.
Администрация области считает необходимым вновь обратиться к жителям региона с информацией о состоянии пригородного железнодорожного сообщения. С 1 июля на территории области сохранены все 87 поездов на маршрутах, обслуживанием которых занимается ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания». Никаких срывов в движении поездов не отмечено.
Напомним, ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания» вышла с предложением о сокращении числа вагонов в указанных поездах. Поскольку ОАО «ВВППК» представило документальное обоснование такого снижения, администрация области согласилась с его предложением. Уменьшено количество вагонов в 18 поездах. Так, 6 поездов, курсирующих по маршруту Владимир-Вязники, 6 поездов Владимир-Ковров, 2 поезда Владимир-Гороховец и 2 поезда Ковров-Вязники стали короче на 2 вагона (их число уменьшено с 6 до 4). Число вагонов в поезде Владимир-Тумская уменьшено с 5 до 1 по будним дням (в будние дни число его пассажиров не превышает в среднем 50 человек).
29 июня между администрацией области и ВВППК заключено приложение к договору о перевозках, продлевающее действие данного договора. Суть документа такова: администрация области еще раз подтверждает, что берет на себя обязательство проверять информацию, предоставляемую компанией, по ее затратам. По итогам таких проверок обладминистрация, в соответствии с действующим законодательством, вправе принять решение о субсидировании обоснованных затрат перевозчика. В этом же приложении оговорено изменение количества вагонов на указанных направлениях.
По итогам бухгалтерского баланса за 2011 год, представленного ОАО «ВВППК» в налоговые органы, компания получила убытки от своей деятельности в размере 48 млн. рублей. Имеются ввиду убытки от деятельности во всех регионах, обслуживаемых компанией. По ее же официальному заявлению, упомянутому в отчетности, доля затрат ВВППК на перевозки по территории Владимирской области составляют 8% от общего объема ее затрат. Администрация региона согласилась компенсировать перевозчику обоснованные затраты в размере 24 млн. 724,5 тыс. рублей – при том, что в таком объеме компенсировать затраты компании областной бюджет, строго говоря, не обязан. Такое решение было принято единственно исходя из того факта, что компания начала работу в регионе лишь с 2011 года, в результате структурной реформы ОАО «РДЖ». Соглашение о предоставлении компании такой субсидии на днях подписано, в свою очередь, администрация области уже перечислила на счет ОАО «ВВППК» 24 млн. 724,5 тыс. рублей.
Стоит отметить, что обладминистрация обязана гарантированно возмещать перевозчику лишь разницу между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения, при этом в нашем регионе эти тарифы совпадают. Более того, суммы этих тарифов в области сопоставимы с ценой поездки в автобусе по тем же направлениям, таким образом, у пассажира всегда есть выбор.
Представители компании сделали заявление о том, что, якобы согласно законодательству об акционерных обществах, общество, работающее с убытками на протяжении двух лет подряд, обязано прекратить деятельность. При этом официальные лица компании делали заявления о том, что такие убытки перевозчик получает. Однако аргумент о якобы необходимости свернуть деятельность рассыпается о законодательство. Такой нормы в законодательстве об акционерных обществах просто нет. Более того, в 2010 году компания формально уже существовала и получила прибыль в размере 7 млн. рублей. Убытки по итогам года составили 48 млн. рублей, а итоги 2012 года еще не могли быть подведены. То есть ситуация с прекращением деятельности компании даже не может рассматриваться.
Что касается письма ОАО «Северная пригородная пассажирская компания» в адрес одной из ветеранских организаций региона, то пресс-служба обладминистрации дает следующие пояснения. СППК – единственная компания-перевозчик на территории области, представившая свои затраты за 2011 год лишь месяц назад, в мае 2012 года. При этом другие две железнодорожные компании – Волго-Вятская и Центральная ППК – предоставили документы о затратах сразу по итогам года. Таким образом, еще не завершена плановая проверка затрат компании структурами администрации области. Поэтому говорит об убытках СППК и их сумме – преждевременно.
Администрация области еще раз подчеркивает: о срыве пассажирских перевозок в регионе не может быть и речи.