За последние 70 лет землетрясения только на территории России и стран СНГ унесли около 200 тыс. жизней
В мире материальный ущерб от них, по оценкам ЮНЕСКО, исчисляется миллиардами долларов ежегодно. Некоторые мегаполисы буквально стоят на тектонических разломах. К ним относятся Токио, Мехико, Нью-Йорк, Шанхай, Калькутта, Джакарта и пр. Число проживающих в них людей превышает 161 млн человек.
Увы, единой методики прогноза землетрясений до сих пор не создано. Но группа исследователей из РАН предлагает свой подход к решению проблемы.
Мощность - одна Днепрогэс
Кандидат технических наук Виктор Новиков ведёт меня по территории Объединённого института высоких температур РАН. Виктор Александрович возглавляет здесь лабораторию импульсной энергетики в геофизике. Мы сворачиваем за угол очередного здания, и я вижу - на газоне под открытым небом стоит загадочный агрегат. «Это и есть импульсный МГД-генератор. - Новиков кладёт руку на металлический корпус. - Они были созданы в 70-80-е годы прошлого века военно-промышленным комплексом в кооперации с институтами АН СССР. Это симбиоз всех наших достижений в ракетной технике. Целью было создание установки, способной генерировать мощный импульс электрического тока в автономных условиях. Например, где-нибудь в поле, в горах. Или на случай аварии, когда внешние источники вышли из строя».
Виктор Новиков показывает: вот эти цилиндры - фактически ракетные двигатели. Давление внутри - 40 атмосфер, температура - 4 тыс. градусов. Там сгорает уникальное плазмообразующее пороховое топливо. Технология его изготовления является российским «ноу-хау» - когда американцы делали у себя аналогичный проект, повторить её так и не смогли. Поток плазмы разгоняется до скорости 2 тыс. метров в секунду. При его взаимодействии с магнитным полем магнитной системы возникает электрический ток.
«Машина очень компактная. Главное её преимущество - очень высокая плотность запасаемой энергии на единицу массы. Аналогов в мире до сих пор нет, - поясняет специалист. - Всего в СССР было сделано несколько импульсных МГД-генераторов разного масштаба. Среди них, например, была установка «Сахалин», по мощности сравнимая с Днепрогэсом, можете представить?»
Глубинное зондирование земной коры - именно такое применение импульсных МГД-генераторов предложил академик Е. П. Велихов в начале 1970-х. Дело в том, что по отклику на мощный импульс, подаваемый в недра земли, можно судить о строении коры на больших глубинах. И если там есть нефтегазовое месторождение, то оно может быть обнаружено. Такие установки применялись для электроразведки месторождений в Восточной Сибири и в Прикаспийской впадине. Но это не всё: было предложено использовать тот же метод для выявления предвестников землетрясений. Объяснение простое: когда напряжение в недрах достигает критического значения, резко падает электрическое сопротивление земной коры. Такие экспериментальные работы в советские времена выполнялись на двух горных системах - Памире (Таджикистан) и Северном Тянь-Шане (Киргизия).
«Не хватает персонала»
Исследования проводились так. В землю устанавливали два электрода на расстоянии 4 км друг от друга. МГД-генератор, подключённый к ним, выдавал импульс в несколько тысяч ампер в течение примерно 10 секунд. Он проникал на глубину до 15-20 км, где находятся очаги потенциальных землетрясений. Приёмные станции фиксировали ответные сигналы - по их вариациям можно было судить о приближающемся сейсмическом событии. И уже после завершения работ выявилась любопытная деталь: пока шли эксперименты, количество относительно сильных землетрясений вблизи генератора сократилось, а их сменило множество слабых.
«Говоря научным языком, можно предположить: под действием импульсов МГД-генератора происходило инициирование деформационных процессов в земной коре. Оно приводило к перераспределению энергии, - говорит Виктор Новиков. - В дальнейшем нами было экспериментально подтверждено, что идея искусственного управления деформационными процессами в земной коре имеет право на жизнь».
На сегодняшний день понятно, что до создания реальной технологии нужно пройти длительный и тяжёлый путь. Но задача того стоит. С таким генератором можно будет пройти по разлому, слегка его «протрясти» и предотвратить более мощные толчки, ведущие к катастрофическим разрушениям и жертвам. То есть провести эвакуацию населения, разрядить очаг и забыть об угрозе лет на сто. Понятно, что такая технология востребована во всех сейсмоопасных регионах мира и её создание - не только благородная миссия, но и путь пополнения российского бюджета.
Импульсные МГД-генераторы опередили своё время лет на пятьдесят. Сейчас эта технология законсервирована, но она ждёт своего часа. Напоминанием о былых экспериментах являются две установки: одна, привезённая из Киргизии, стоит во дворе Объединённого института высоких температур, вторая заняла место на постаменте возле научной станции РАН на Северном Тянь-Шане.
«Нам не хватает персонала, и это главная проблема, - сетуют сотрудники Института высоких температур. - Молодёжь уходит в нефтяные компании, где знания хорошо оплачиваются. Считается, что заниматься проблемой снижения сейсмической опасности сейчас бесперспективно и непрестижно. Но накопленные данные показывают: это не так! Технология может быть создана, просто для этого необходим обширный цикл лабораторных исследований и полевых экспериментов, поскольку механизм явления изучен недостаточно».