
И студенты нынешние, и уже маститые выпускники за глаза величают его «папой». Это потому, что если даже кому-то из них в свое время и доставалось на орехи от взыскательного наставника, они все равно согласны с его ироничным, как и он сам, афоризмом: «Ничего страшнова во мне нет».
Даже не верится, что послезавтра Сергею Леонидовичу стукнет шестьдесят…
Сегодня он, гость этого номера, делится некоторыми размышлениями о нашей профессии в беседе со своим коллегой, ветераном ивановской журналистики (и тоже, кстати, преподавателем его кафедры) Виктором СОКОЛОВЫМ.
Образование для журналиста
«АиФ в Иванове»: Сергей Леонидович, не только меня, наверное, интересует: как вам удается совмещать в себе тонкого филолога, исследователя поэзии - и отменного знатока многих весьма «чугунных» проблем нынешних масс-медиа?
Сергей Страшнов: Заблуждается тот, кто полагает, что филология, которой я отдал много лет, чужда журналистскому стремлению быть на острие времени. В литературоведческих работах мне всегда была важна и интересна именно актуальность. То есть связь явлений литературных с событиями современности, конкретной социокультурной ситуацией. И поэтому, если определять одним словом, кто я есть, отвечу: литератор.
«АиФ в Иванове»: Литератор… А вот в практической журналистике: литераторы - это хорошо или плохо?
- С.С.: Таких журналистов обычно называют публицистами. Кстати, амплуа «литературный сотрудник» было чуть ли не заглавным в штатных расписаниях советских редакций. В 90-е годы главенствующим стало мнение, что журналистика должна быть в основном информационной, все красоты стиля стали восприниматься как образы-вампиры. И в ивановской журналистике немало было людей, которые блистательно писали, но зато и страдали из-за неопределенности своих высказываний - вплоть до поражений в судебных разбирательствах.
«АиФ в Иванове»: Вы полагаете, что из сегодняшней журналистики уходит творческое начало?
-С.С: В каком-то смысле да, но, на мой взгляд, журналист все равно должен быть творческим человеком, умеющим хотя бы находить информацию нетривиальным способом. Сегодняшний поиск ее только в Интернете - это уже какая-то деформация профессии, леность мысли.
«АиФ в Иванове»: Сейчас многие студенты-журналисты считают, что сугубо гуманитарные дисциплины им не нужны. Может, они правы?
-С.С: Само журналистское образование - это вообще дискуссионная тема, и особенно для тех, кто его не имеет, но работает в СМИ. Они как бы доказывают фактом своего пребывания здесь, что можно без подобного образования обойтись. Однако это не так. То, чему обучают на журфаках, закладывает культурную базу, причем весьма системно. Кроме того, нам не дано предугадать, какой будет журналистика через десять, двадцать лет, и поэтому мы стараемся готовить специалистов, что называется, на вырост.
«АиФ в Иванове»: Как вы в целом относитесь к нынешнему стандарту журналистского образования?
-С.С: Он не оптимален. Я был среди тех, кто подписывал петицию в Министерство образования и науки, чтобы сохранить пятилетнюю подготовку. Журналистика - это специальность не исследовательская, поэтому магистратура по журналистике, хотя она и существует в некоторых ведущих вузах страны, многим кажется избыточной. Зато четыре года бакалавриата, наоборот, - маловато. С его введением резко уменьшилось количество практик, сокращен ряд филологических дисциплин, хотя специальные остались примерно на прежнем уровне. Но ведь жизнь открывает новые реалии, приходится вводить совершенно новые направления подготовки - обучать, например, конвергентной журналистике. А надо и традиционные формы сохранять, и относительно ведения интервью, и написания очерка или фельетона…
«АиФ в Иванове»: Как бы вы отнеслись к такой идее. Наша профессия - в числе «опасных»: журналист «выходит» напрямую на человека, и вред при этом может быть нанесен очень большой. Потому именно в ней, наряду с медициной, юриспруденцией, есть этические кодексы. Но только в медицинском образовании предусмотрена некая подстраховка: вы не получите диплом, пока не пройдете ординатуру, не «пощупаете» профессию непосредственно. Почему бы не ввести это и при подготовке журналистов?
-С.С: В мировой практике такое есть - в Германии, например. Конечно, журналистское образование отличается от многих других, оно куда менее консервативно, чем, скажем, филологическое, но все-таки ставить будущих журналистов в ущемленное положение, по-моему, не стоит. По крайней мере, в нашей стране, я думаю, организационно это не пойдет, да и редакции к подобному не готовы. «Ординатура»? Но что мы должны в ее ходе испытывать - этичность или профессионализм? Если первое - то она в современных условиях долгое время может и не проявиться. В последние годы и без того возникли проблемы с трудоустройством наших выпускников.
«АиФ в Иванове»: И идут они работать не по специальности. Или, скажем, в различные пресс-службы…
-С.С: Да, все чаще и чаще, но это все же другая профессия. Правда, на нашей кафедре есть и еще одно направление подготовки специалистов - реклама и связи с общественностью. Но в той же Германии, замечу, паблик рилейшнз категорически отделяется от журналистики. У нас такого, к сожалению, нет. Хотя в пресс-службах - совсем другие принципы, другие подходы.
«АиФ в Иванове»: А у вас нет ощущения, что в ближайшие годы упадет спрос на нашу профессию? Ведь журналистов не клянет сегодня разве что только ленивый.
-С.С: Если смотреть глобально, это тревожит. Но вот совсем недавно у нас прошли вступительные экзамены, и мы воочию видели людей, которые убежденно хотят стать журналистами. Бюджетный набор все время сокращается, а количество заявлений - уже который год - держится примерно на одной отметке, и едут к нам даже из соседних областей, включая Московскую. Тяга к журнализму - это, видимо, что-то неискоренимое.
«Актуальные медиапонятия»
«АиФ в Иванове»: Рене Декарт говорил: «Определяйте значения слов и вы избавите мир от половины его заблуждений». Это впору поставить эпиграфом к вашей новой книге «Актуальные медиапонятия». Какую задачу вы в ней перед собой ставили?
-С.С: Это вовсе не какой-то толковый словарь - скорее уж своего рода лекции-эссе, и понятия, которые я рассматриваю, не из разряда обязательных (там нет, например, главы про «информационный повод», хотя это ключевое для журналистики выражение). Отбираю те, которые в столкновениях, порой неожиданных, могут с разных сторон осветить какие-то явления в журналистике.
Добавлю, что для меня это своего рода конспект на будущее, я могу от него отталкиваться, какие-то идеи развивать потом подробнее. Например, характеризовать медиакритику.
«АиФ в Иванове»: Не все знают, что это такое…
-С.С: Она сходна с общеизвестными литературной, театральной, художественной критикой. Но ведь люди сейчас гораздо активнее общаются как раз с медийным материалом: телевизионным, радийным, печатным, сетевым. Он тоже должен компетентно осмысляться - без этого, как без зеркала, журналистика существовать не может.
«АиФ в Иванове»: И это один из способов ее самоврачевания?
-С.С: Скорее - самоосознания. В современных условиях с врачеванием не особенно-то и получится. Номинально такое заметнее удается в тоталитарных условиях. Там эффективность выступлений подкрепляется бдительностью властей. А сейчас… ну, прочитают, посмотрят - и забудут. Откликаются в основном в Интернете. И как раз об этом написал кандидатскую диссертацию один из моих учеников Артем Садовников, недавний наш студент.
«АиФ в Иванове»: А в вашей книге вы что, призываете журналистов жить и действовать по неким понятиям?
-С.С: Никоим образом - только по законам!
Досье
Страшнов Сергей Леонидович родился 10 августа 1952 года в г. Кохме Ивановской области. Окончил Ивановский государственный педагогический институт, в том же году преобразованный в университет. Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью ИвГУ. Автор более двухсот научных, критических и методических работ, в том числе семи монографий и учебных пособий по литературоведению и журналистике. Лауреат областной литературной премии за 1994 год, известен также своими стихотворными публикациями. Член Союза журналистов России.
Справка
Кафедра, которую возглавляет Сергей Страшнов, за десять выпусков дала путевку в жизнь более 350 специалистам, около 80 процентов которых успешно работает в СМИ, пресс-службах, рекламных агентствах Ивановской области, Москвы, Санкт-Петербурга, регионов Сибири. Причем редакторский корпус таких популярных изданий, как региональные выпуски газет «АиФ», «Хронометр», «МК в Иванове», «КП в Иванове», - тоже выпускники кафедры.