Что такое канон?
В православной традиции слово «канон» используется во множестве значений. Большей частью – это какое-либо правило, к примеру, состав книг Священного Писания, или дисциплинарное предписание (церковный закон), или иконописные правила, или порядок и особенности совершения богослужения. Канон Андрея Критского – из другой области. Он и многие другие каноны – своего рода гимны, церковные богослужебные песни, составленные в определённой, строго выдержанной литературной форме. Такие каноны – это не просто молитвы, читаемые на богослужении, а законченная по смыслу последовательность, состоящая из 9-ти групп молитвенных стихов, называемых также песнями.
В первые века христианское богослужение состояло, в основном, из чтения книг Ветхого и Нового Завета, пения молитв, большей частью псалмов. Пелись и так называемые библейские песни – молитвы, воспетые пророками и праведниками в наиболее важные события их жизни и жизни Израильского народа. Библейские песни составляют цвет библейской поэзии, вдохновлённой религиозными переживаниями. Среди авторов библейских песен – пророки Моисей, Исайя, Иона. Сюда относят и песни Пресвятой Богородицы, а также Захарии – отца Иоанна Крестителя. Именно библейские песни и легли в основу канонов.
К VII веку выработалась практика во время богослужения перемежать стихи (строки) библейских песен молитвами (тропарями), составленными христианами в честь Господа Иисуса Христа, Богородицы или святых. Эти тропари со временем вытеснили сами песни и составили каноны, которые сегодня являются неотъемлемой частью одного из традиционных богослужений – утрени. Вероятно, впервые большие и полные каноны начал писать святой Андрей архиепископ Критский.
Об Андрее Критском
Андрей Критский (660–740) – византийский оратор, учитель, поэт (гимнограф). Родился и получил образование в Дамаске. В молодости поступил в братство при храме Воскресения Христова в Иерусалиме, где был пострижен в монашество. К концу VII века Андрей переехал в Константинополь, а в самом начале VIII века был рукоположен в епископы на остров Крит. Вскоре, видимо, боясь государственных и церковных властей, он поддержал насаждаемую ими ересь «монофелитства», в чём впоследствии раскаялся и воссоединился с православными. Сохранились сведения, что на Крите Андрей строил церкви, устраивал приюты и богадельни.
Андрей Критский известен как сочинитель текстов и мелодий, автор множества молитв и богослужебных песен и гимнов. С его именем некоторые учёные связывают появление самого жанра 9-типесенного канона, используемого ныне повсеместно. Самый известный канон Андрея Критского, шедевр византийской духовной поэзии – покаянный великий канон, состоящий из 250 стихов. Кроме этого, Андрею Критскому принадлежат около 70-ти канонов, в том числе и каноны на главные церковные праздники.
Канон Андрея Критского
Канон в поэтической форме представляет собой как бы внутренний диалог человека со своей душой. Вернее, это обращение к душе в виде коротких стихов (тропарей) с напоминаниями из книг Священного Писания, размышлениями о своих грехах, призывами к покаянию, надеждой на милосердие Божие. Традиционно считается, что покаянный канон, читаемый в первые дни Великого поста, задаёт христианам определённый тон и смысл подготовки к Пасхе. Встретить воскресшего Христа Спасителя может прежде всего нуждающийся в Нём, ожидающий Его, надеющийся на милость и благость Божию.
В первой песни канона Андрей признаётся, что без Христа Спасителя он не может победить зло и грех, и вспоминает из Евангелия многие добрые примеры в надежде на прощение и помощь Божью. Другие семь песен канона – воспоминания наиболее известных и значительных персонажей и событий Ветхого Завета ради напоминания себе о злодеяниях и добродетелях и о благости Божией. Андрей взывает к бдительности и трудам ради борьбы со злом и понуждению себя к добру. Среди прочих Андрей вспоминает Адама, Еву, Каина, Авеля, Ноя, Иова, Авраама, Иакова, Иосифа и его братьев, Давида, Соломона, Илию, Иону. В последней девятой песни Андрей обращается к Новому Завету, напоминая себе и читающим о жертве Христовой, о спасении во Христе. Автор канона вспоминает притчи Господни и события из жизни Иисуса, где Христос в ответ на веру прощал грехи и исцелял от болезней.
Чтобы не пересказывать, приведу некоторые стихи (тропари) канона в русском переводе. Думаю, что даже без комментариев вполне возможно оценить красоту, поэтичность и глубину назидания этих молитв.
Стихи канона Андрея Критского
С чего начну оплакивать деяния моей несчастной жизни? Какое начало положу, Христе, настоящему сетованию? Но, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений.
Подражав в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишённым Бога, лишённым Божией благодати вечного царства и блаженства за грехи мои.
Облёкся я в разодранную ризу, которую соткал мне змий коварством, и стыжусь. Посмотрел я на красоту дерева и прельстился умом; потому лежу нагим и стыжусь. Погубил я первозданную красоту и благообразие моё и теперь лежу нагим и стыжусь.
Вспоминая всех, живших до закона, ты, душа, не уподобилась Сифу, не подражала Еносу, ни Еноху чрез переселение к Богу, ни Ною, но оказалась чуждою жизни праведных.
Ты замыслила, душа, построить башню и воздвигнуть твердыню своими вожделениями; но Творец обуздал замыслы твои и поверг на землю построения твои.
Ты слышала, душа моя, как в древности Авраам оставил отеческую землю и сделался странником; подражай его решимости.
Беги, душа моя, от пламени греха, как Лот, беги от Содома и Гоморры, беги от огня всякого безрассудного пожелания.
Ты, душа моя, услышав об Иове, сидевшем на гноище и оправданном, не подражала ему в мужестве, не имела твёрдой воли во всём, что узнала, что видела, что испытала, но оказалась нетерпеливою.
Исповедаюсь тебе, Христос Царь: согрешил я, согрешил, как некогда братья, продавшие Иосифа – этот плод чистоты и целомудрия. Владыко Господи, Иосиф был некогда во рве, во образе Твоего погребения и воскресения; я же что когда-либо Тебе подобное представлю?
Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его образу жизни, дабы и тебе в купине узреть явление Бога. Моисеева рука да уверит нас, душа, что Бог может убелить и очистить прокажённую жизнь; и не предавайся отчаянию, хотя ты и поражена проказою.
Я пал от невоздержанности, как Давид, и осквернился; но, Спаситель, омой и меня слезами.
Некогда великий Соломон, будучи исполнен благодати премудрости и сделав злое перед Богом, отступил от Него; ты сама, душа, ему уподобилась своею достойною проклятия жизнью.
Прошли мои дни, как сон пробудившегося; посему я плачу на своём ложе, подобно Езекии, чтобы продлились годы моей жизни; но какой Исаия поможет тебе, душа, если не Бог всех?
Колесничник Илия, взойдя на колесницу добродетелей, вознёсся превыше всего земного, как бы на небеса; помышляй же, душа моя, об его восходе.
Из Ветхого Завета всех я представил тебе в пример, душа; подражай богоугодным деяниям праведных и, напротив, избегай грехов людей порочных.
Господь, постившись в пустыне сорок дней, взалкал наконец, обнаруживая Своё человеческое естество: посему не унывай, душа, если враг устремится и на тебя, но молитвами и постом да отразится он от ног твоих.
Господь прикосновением к одежде исцелил кровоточивую, очистил прокажённых, дал прозрение слепым, исправил хромых, глухих, немых и словом уврачевал согбенную, чтобы ты спаслась, несчастная душа.
Спаситель, как Ты спас воззвавшего Петра, поспеши спасти и меня, избавь, простёрши Свою руку, и изведи из глубины греха.
Тихое пристанище вижу в тебе, Владыка Христе: поспеши же избавить меня от непроходимых глубин греха и отчаяния.
Я, Спаситель – драхма с царским изображением, которая в древности потеряна для Тебя; но, засветив светильник – Своего Предтечу, взыщи и найди Свой образ.
Не окажись, душа моя, с отчаяния хуже хананеянки, у которой словом Божиим за её веру исцелена дочь; взывай Христу, как она, из глубины сердца: сын Давидов, спаси меня.
По мыслям моим я тот человек, который попался разбойникам, теперь я весь изранен ими, покрыт язвами; но Ты Сам, Христе Спаситель, приди и исцели меня.
Хотя я и грешен, Спаситель, но знаю, что Ты – человеколюбив: наказываешь с состраданием и милуешь с любовью, взираешь на плачущего и, как Отец, спешишь призвать блудного сына.
Посреди земли Ты устроил спасение, милосердный, чтобы мы спаслись; Ты распялся на древе добровольно; и отверзся заключённый Едем; небесное и преисподнее, творение и все спасённые народы поклоняются Тебе.
Время жизни моей кратко и наполнено огорчениями и пороками; но прими меня в покаянии и призови к познанию истины, дабы не сделаться мне добычею и снедью противника (сатаны); Ты Сам, Спаситель, смилуйся надо мною.
Юрий Белановский, Руководитель добровольческого движения «Даниловцы» |
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции