Пик ремонтных и строительных дорожных работ у нас почему-то приходится на сялкотную осень. Безответственность, ставшая нормой?
ТЕХНИКА УТОНУЛА!
За примером далеко ходить не надо: местечко Авдотьино. Ремонт на улице Революционной здесь начался в конце августа. Подрядчики фрезой срезали старое асфальтовое покрытие. Работали два дня. А потом пропали на два месяца. В середине октября, в сезон дождей и первого снега, приехали и стали в авральном порядке делать дорогу и тротуар. Пошёл дождь, и во время утрамбовки площадки у подрядчиков утонул каток! Ливень лил сутки.
- На следующий день я наблюдала такую картину: пригнали экскаватор, который ковшом вычерпывал воду из ямы, где стояла техника, и переливал её в другой котлован, выкопанный рядом, - рассказывает местная жительница Ирина ЗУБКОВА.
Увиденным она была просто шокирована. Проблема не только в халатном отношении подрядчиков к своей работе, но и в самом проекте. По мнению Ирины Николаевны, он «сырой». На протяжении почти километра дороги по улице Революционной всего одна «зебра». Как перейти проезжую часть, не бросаясь под колеса транспорта, в том числе и большегрузного?
- И всего один остановочный павильон, как ехать в город. Залили в лужи миллионы! Женщины с колясками, дети и пожилые люди перепрыгивают через эти препятствия, - говорит Ирина Зубкова.
И этот пример, когда асфальт кладут прямо в воду, не единичный.
НИ ДЕНЕГ, НИ КАЧЕСТВА
При строительстве дорог подрядчики нередко допускают ошибки (из спешки или экономии). Об этом открыто заявляют в Агентстве капитального строительства Ивановской области. Специалисты этой организации ведут строительный контроль и принимают участие в приёмке работ.
Одна из основных причин дорожных дефектов - недофинансирование дорожной деятельности.
- Согласно межремонтным срокам ежегодно должны ремонтировать около 350 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. В реальности это на порядок меньше, - отмечает начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области Андрей ШУШКИН.
Департамент выступает основным заказчиком дорожных объектов в регионе. Всё понятно: нет денег - нет и дорог. Только даже когда выделяют средства, качество дорог лучше не становится.
КОММЕНТАРИЙ
Заведующий кафедрой автомобильных дорог Института транспорта и транспортных технологий Ивановского политехнического университета, Почётный дорожник РФ, бывший руководитель «Ивавтодора» Евгений ЕМЕЛЬЯНОВ:
- Работы в условиях, когда выпал снег или установился снежный покров, - это явное нарушение требований строительных норм и правил. Обычно они возникают при плохой организации работ при строительстве или несвоевременном освоении выделенных финансовых средств. Но в целом причин, по которым разрушаются дороги, много. Это неправильные расчёты проектировщиков при определении интенсивности и состава движения транспортных средств и неверные расчёты конструкции дорожных одежд, нарушения со стороны строителей, которые используют материалы, не соответствующие проекту и нормативным документам. Выявленные дефекты в период гарантийного срока (от 4 до 8 лет) подрядчик обязан устранить за счёт собственных средств. Увеличение гарантийного срока влечёт применение более качественных и дорогих материалов. А переход на контракт по обеспечению «жизненного» цикла дороги - пожалуй, наиболее эффективный способ по улучшению качества строительства и обеспечения эксплуатации дороги в её межремонтных сроках. Глас народа и общественный контроль в определённой степени влияют на ситуацию с качеством строительства дорог.