«Каждый из нас, родителей, должен бороться за ребёнка, за самое лучшее в нём самом, не обижая и не унижая его. Тогда он вырастет хорошим, успешным и счастливым человеком», - уверена уполномоченный по правам ребёнка в Ивановской области Татьяна ОКЕАНСКАЯ.
Самые незащищённые
Татьяна Баланцева, vlad.aif.ru: - Татьяна Петровна, как часто к вам обращаются родители и с какими проблемами?
Татьяна Океанская: - Обращаются постоянно, в среднем по 25 человек в неделю. Приходят как сами родители, так и подростки. Вопросы и просьбы о помощи разные. Больше всего поступает обращений от мам, которые не могут взыскать алименты со своих бывших мужей.
Но самая незащищённая категория - это семьи с детьми-инвалидами. Например, совсем недавно одна мамочка особенного ребёнка рассказала чудовищную историю. В одном из ивановских книжных магазинов посетительница закричала: «Что вы тут ходите со своими дебилами!». Это возмутительно. Это не единственный случай. Вообще, большая часть трагических ситуаций связана именно с этими семьями. Такое жестокосердие окружающих людей разрушает общество в целом.
Срываются на детей
Т.Б.: - По вашему наблюдению, насколько современному ребёнку комфортно жить в нынешних условиях?
Т.О.: - Если говорить о жестоком обращении с детьми, то такие факты встречаются всё чаще, к сожалению. Я сейчас говорю про физическое, психологическое унижение, сексуальное насилие, пренебрежение потребностями ребёнка (например, когда он ходит в одежде не по сезону, или когда его ограничивают в пище).
В семьях мамы и папы срывают зло на детях или воспроизводят ту форму воспитания, которую они в своё время наблюдали у своих родителей. Обиженный в детстве родитель, как правило, будет точно так же вести себя и по отношению к своим детям.
Сотрудники ивановского управления МВД провели опрос среди родителей: «Считаете ли вы нормальным физическое наказание детей». Подавляющее большинство ответили положительно и уточнили: «Меня наказывали, и я наказываю».
Но если вас наказывали - это вовсе не значит, что этот метод эффективен. Кроме того, надо учитывать, что сейчас другое время и дети другие. Современные дети это не воспринимают как урок, они озлобляются, начинают ненавидеть своих родителей. Могут уйти из дома.
Т.Б.: - Как же воздействовать?
Т.О.: - Только словом, объяснять, убеждать, доказывать, не оказывая при этом давления, граничащего с насилием. И быть очень внимательными, улавливать любые изменения в поведении и настроении детей. Из 250 преступлений, сопряженных с насилием над детьми в 2015 году, 73 - это преступления против половой неприкосновенности детей.
Треть всех сексуальных насилий совершается в семьях сожителями матерей. Причём не только в отношении девочек, но и мальчиков. А это большая травма для ребёнка. Я уверена, что сексуальная распущенность связана с нравственной. Поэтому мамам, которые решили наладить личную жизнь, нужно быть предельно бдительными, делая выбор мужчины.
Учитель, ты не прав!
Т.Б.: - А поступают ли жалобы на учителей и классных руководителей, которые унижают детей?
Т.О.: - Нам нередко приходится разбираться в таких ситуациях. Педагоги чаще всего обижают школьников словом. К сожалению, в нашей российской школе это всё ещё встречается. Иногда учителя переходят грань допустимого в диалоге, в общении с учеником: скажут обидное слово (в целях воспитания), публично отругают. Дети воспринимают очень болезненно, переживают самый настоящий стресс. Задача педагога - найти индивидуальный подход к ребёнку.
Т.Б.: - Конфликты бывают из-за оценок?
Т.О.: - И из-за оценок тоже. Учителю следует понимать следующее: если ставишь оценку, прокомментируй, почему именно такая оценка. Но комментарии (публичные они или индивидуальные) не должны унижать достоинства детей. Самое главное - это уважение. Лично я рассуждаю так: передо мной человек, неважно, сколько ему лет, я его априори уважаю.
Т.Б.: - Наверное, ещё одна распространённая проблема: педагоги навешивают на детей ярлыки.
Т.О.: - Учителю ни в коем случае нельзя этого делать. Педагогам нужно стремиться практиковать индивидуальный подход к каждому ребёнку, найти в нём самое лучшее и именно это в нём взращивать.
Отношение к ученикам, в конечном итоге, зависит от профессионализма учителя. А педагог - это не только знание предмета. Это ещё и личность, которая не позволит себе унизить другого человека и создать ситуацию, которая в итоге перерастёт в конфликт.
Образец или нет?
Т.Б.: - Как мама дайте совет родителям, которые постоянно заняты: как выстраивать отношения с ребёнком?
Т.О.: - Я любую минуту использую для общения с детьми: готовишь ли, стираешь, едешь ли в маршрутке, ведёшь в сад или в школу. С самого раннего детства с детьми надо разговаривать, помогать осмыслять всё то, что происходит вокруг. Признаюсь, часто спорю с тринадцатилетним сыном: бывает сложно доказать свою правоту, особенно в вопросах «что такое хорошо и что такое плохо». Но надеюсь, что «посеянное» слово даст плоды. Важно, чтобы слово и дело не расходились, ведь дети смотрят на нас и подражают нам.
Поэтому в отношениях с ребёнком любого возраста важно не потерять доверие. Дети любого возраста нуждаются в родителях, в нашей заботе. Есть свободная минутка - позвоните сыну, дочери. Дайте понять, что вы рядом, думаете о них.
Хорошо, если есть общие интересы, увлечения у детей и родителей. Например, мы с дочерью любим вышивать, с сыном - пересматривать любимые с детства мультфильмы и фильмы, летом на даче - кататься на велосипедах.
Т.Б.: - Почему дети убегают из дома - из-за безразличия родителей или, наоборот, излишнего контроля?
Т.О.: - Причины разные. И хотя число побегов из дома в 2015 уменьшилось на 20%, непонимание между детьми и родителями, недоверие могут нарастать как снежный ком и закончиться трагедией.
Т.Б.: - Как этого избежать?
Т.О.: - Мы, родители, должны понимать: дети не слушают - дети смотрят. И нас воспринимают как образец или антиобразец. Поэтому мы должны, прежде всего, следить за собой, за своей речью, за своим поведением. Дети будут воспроизводить наше поведение. Поэтому, если они нас расстраивают, значит, мы где-то что-то упустили.
Но могу сказать, что это некатастрофично: всегда ситуацию можно исправить. Главное - увидеть, что возникает проблема, не просмотреть её, обдумать, как исправить положение. Конечно, процесс воспитания не имеет моментального результата. Иногда мы плоды своего воспитания видим через годы. Так что вкладывать в ребёнка нужно самое доброе, любить его, разговаривать с ним и быть примером.