Ради пенсии
В конце прошлого года область потрясло происшествие - в посёлке Балакирево Александровского района умерла от истощения и обезвоживания организма 15-летняя девочка - инвалид детства по психическому заболеванию. История, дикая по своей сути: мама - любительница спиртного - родив больного ребёнка, не оставила его в роддоме, но, забрав его домой, должного ухода не оказывала: на улицу не выпускала, кормила-поила мало и безжалостно смотрела на то, как медленно угасает жизнь собственной дочери. Да и как могло быть иначе? «Взрослым» пьянкам больной ребёнок был только помехой. Но от этой «помехи» и не думали избавляться, оформив ребёнка, к примеру, в специнтернат. Вероятнее всего, горе-мамашу прельстила пенсия за дочку-инвалида с рождения. Хоть 10 тысяч рублей деньги и небольшие, но когда их дают «просто так», почему бы и нет? К тому же мать делала всё, чтобы дочь не мешала пьяным развлечениям: следственный комитет выяснил, что ребёнка периодически привязывали к кровати вблизи батареи. Позже на теле несчастной обнаружили многочисленные ожоги…
Поздно спохватилась
23 ноября горе-мать поняла, что дело совсем плохо. Испугавшись остаться без детской пенсии, она вызвала «Скорую помощь», сообщив, что у ребёнка отказали ноги. Приехавшие медики ужаснулись - девочка была полностью истощена и весила всего 18 кг. А ведь, как выяснилось, других болезней, кроме врождённой психической, у неё не было.
Бедняжку сразу же отправили в больницу, но, несмотря на то, что врачи двое суток боролись за её жизнь, спасти девочку не удалось - было слишком поздно.
Следствие установило, что смерть ребёнка действительно носит криминальный характер.
На сегодняшний день возбудили уже 3 уголовных дела, одно из которых для нашего региона прецедентное - впервые искать виновных будут среди должностных лиц, уполномоченных на защиту прав детей, которые оказались в социально опасном положении. Впервые будут устанавливать чиновника или полицейского, или иного госслужащего, который не среагировал вовремя на бедственное положение ребёнка в такой неблагополучной семье. За 15 лет, что девочка жила дома, никто и не думал проверять, на какие цели мать тратит пенсию дочери. Хотя, как выяснилось позже, минимум с середины 2012 года органы и учреждения системы профилактики были в курсе, в каком положении живёт несовершеннолетняя. Следствие оценивает действия (бездействие) должностных лиц как проявление преступно-формального подхода к исполнению обязанностей, повлекшего гибель ребёнка.
Сейчас против матери возбудили дело по ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), но, вероятнее всего, она будет фигурировать и в другом деле - причинения смерти по неосторожности (ч. 1 ст. 109 УК РФ).
Кстати, как оказалось, у матери есть ещё одна малолетняя дочь, к счастью, здоровая. 7-летнюю девочку, для её же безопасности, изъяли из семьи и отправили в государственное социальное учреждение. И совсем скоро в суд направят исковое заявление о лишении женщины родительских прав. Кстати, она сама совсем не против.
Комментарии
Геннадий Прохорычев, уполномоченный по правам ребёнка во Владимирской области:
- Вопросов в этом деле много: где были родители, которые должны были сделать всё возможное и невозможное для спасения своего ребёнка? Где были все учреждения, которые должны контролировать такую неблагополучную семью? Система, которая призвана защищать, попросту не сработала. Взрослый мир ничего не смог сделать для спасения ребёнка. Теперь на все эти вопросы предстоит ответить следствию.
Начальник УМВД России по Владимирской области Сергей Губарев:
- Семью, где случилась беда, наши сотрудники посещали неоднократно. Так, в марте прошлого года по результатам такого посещения были выявлены имеющиеся недостатки, о которых предоставлена информация во все инстанции - отдел соцзащиты, комиссию по делам несовершеннолетних, главврачу райбольницы - для решения вопроса о помещении ребёнка в спецучреждение. Посещалась полицейскими эта семья и 14, 30 августа; вновь выявлено, что неработающая мать ребёнку внимания не уделяла. Составлен протокол об административном правонарушении. 3 сентября вновь направляли информацию во все субъекты профилактики - прокуратуру, Центр помощи семье и детям и другие. 10 сентября получили ответ одной из этих служб: якобы факты не подтвердились… Но наши сотрудники продолжали выполнять свои обязанности; очень жаль, что нас вовремя не услышали.
Сказанное Сергеем Викторовичем уже не изменит ничего для погибшего ребёнка. Но единственная ли это ситуация в области, когда система защиты прав детей, живущих в неблагополучных семьях, не срабатывает?