В этом году в Киржаче обещали открыть музей, для создания которого собирали коллекцию медных самоваров. Удалось ли его открыть? Много ли экспонатов собрали?
Д. Лесков, Муром
В Киржаче, где ещё 3-4 года назад не ступала нога туриста, появляется в год по нескольку арт-объектов, достойных внимания. И не абы какие, а претендующие на звание «самые-самые» - самый длинный в России деревянный пешеходный мост, первый в стране музей наличников, уникальная музейно–парковая зона отдыха «Вшивая горка», пешеходная зона, вымощенная старинными булыжниками и украшенная часами с кремлёвским боем. И это лишь малая толика «завлекалочек» для туриста.
В минувшие выходные городок украсила ещё одна достопримечательность – частный Музей меди и латуни. Идея прославить мастерство местных медеплавильщиков принадлежит сотрудникам «Киржачской типографии» и фирмы «Котомка-тур». Все арт-объекты последних лет объединяет грандиозный проект «Киржач туристический».
– Этот музей мы создавали около 2,5 лет – собирали и реставрировали экспонаты, - рассказал директор «Киржачской типографии» Евгений ФЁДОРОВ. - Киржач – единственный город во Владимирской области, вокруг которого было 5 медеплавильных и меделатунных заводов. В России мы занимали 5-е место по производству меди и латуни, а по изготовлению медных самоваров и прочей утвари входили в пятёрку крупнейших. Поэтому создание музея - дань уважения промышленникам, которые в середине позапрошлого века прославляли Киржач.
Откуда экспонаты?
В основе экспозиции - изделия киржачских медеплавильных заводов. Многие – из личной коллекции Евгения Фёдорова, привезенные из разных уголков России и даже других стран. Что-то «выиграно» на аукционе, что-то куплено у антикваров и местных жителей, и даже найдено на чердаках домов, идущих под снос.
Начищенные до блеска, сверкающие пузатыми боками самовары – главные герои музея. Разного объёма, разной формы и разных производителей. Их тут наберётся добрая сотня. Каждый – со своей историей. Вот, например, поистине редкий экземпляр - 4-ведёрный трактирный самовар 19 века завода Баташевых. Его нашли на Урале в довольно плачевном состоянии. Не сразу поняли, какую диковинку держат в руках. Его полностью восстановили старательные тульские мастера, и теперь из этого самовара можно и чая испить. А вот уникальный шарообразный самовар фабрики Тейле. Немец Рейнгольд Эрдман Тейле выпускал эти самовары… в Туле! Первую небольшую самоварнуюфабрику, быстро прославившуюся качеством, предприимчивый немец открыл в далёком 1870 году. А этот достойный образчик Евгений Фёдоров приобрёл на аукционе.
Задача перед создателями стояла непростая – кроме собрания коллекции оригинальных образцов, отразить историю медеплавильных заводов, которыми в 19 веке славилась Владимирская губерния. Но, справившись с ней, они пошли дальше, представив историю меди в истории человечества. Тут вам и Колумб, открывший Америку, и пирамиды Хеопса, где был медный водопровод, и медный слиток, найденный в Иордании.
- Мы собрали много интересных историй так или иначе связанных с медью и латунью, - рассказала краевед, экскурсовод Татьяна САМОЙЛОВА. – Вот, например, портрет английского короля Генриха VIII и его уникальная монета, которую он выпустил, обманув свой народ, и выдав её за золотую. Золотого фонда не хватало, и медную монету хитрый король покрыл медесодержащим составом. При хождении в народе она обтёрлась, и обман тут же раскрыли! Вообще у нас много экспонатов самых разных лет. Есть, например, джинсовая одежда французской фирмы «3000». «При чём тут медь?» – спросите вы. Дело в том, что с середины 80-х годов 20-го века эта компания выпускает уникальные вещи, в состав нити которой входит медь. Эта одежда буквально оздоравливает человека. Так что у нас много историй, которые интересны и неизвестны как взрослым, так и детям.
Чего ждать?
Кроме самоваров и удивительных историй, здесь представлена также большая коллекция медных монет. А ещё - колокольчики, дверные ручки, подносы, чайники, кадила, утюжки, лошадиные бубенцы. Важно, что всё можно потрогать, по всему постукать и всем позвенеть.
- В нашем музее есть интерактивный уголок для детей, - рассказала Татьяна Самойлова. - Здесь они могут позвенеть бубенцами от тройки, узнать, насколько тяжёл слиток меди в чистом виде, потрогать ботало, да и вообще узнать, что это такое. Примус, коромысло, безмен, трактирная мера, медная рында… Многие вещи родом из прошлых веков уже неизвестны современным школьникам. Тем интереснее им на экскурсии. Кроме того, они могут изготовить поделки из медной проволоки или заняться чеканкой. Ещё – попить чай из самовара и посмотреть фильм «Хозяйка медной горы».
Кстати, тройка самых популярных среди медных экспонатов, вызывающих у детей неописуемый восторг, - старая немецкая туба, горн британских гвардейцев и настоящая пиратская пушка с испанской галеры 18 века.
- Нам хотелось создать музей, который был бы не похож на все остальные, - объяснил Евгений Фёдоров. - Согласитесь, смешно было бы открывать музей, который такой же, как 20 музеев самоваров, раскиданных по Золотому кольцу. Наш музей познавательный, он рассказывает о том, какое место медь занимала в истории цивилизации, и больше похож на открытый урок по истории или материаловедению. Но в этом и была основная идея. Кстати, вся экспозиция будет представлена чуть позднее, некоторые экспонаты ещё находятся на реставрации. Так что ждём пополнения.
Пополнение ожидается не одно: скоро по соседству откроют Музей аргуновской резьбы, он же – музей столярно-плотницкого искусства. Разместится он в старом доме, привезённом из деревни Акулово. Будущая экспозиция тоже будет интерактивной – там планируют проводить мастер-классы и изготавливать наличники по старинным лекалам, как в середине позапрошлого века.
Кстати
На днях Евгений Фёдоров стал лауреатом российской Национальной премии «Меценат года». Награду в номинации «Создание культурной инфраструктуры в регионах России» ему вручили в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума за благоустройство исторического центра Киржача и создание в городе арт-объектов, музеев и зон отдыха.
- Здорово, что Россия оживилась в вопросах, касающихся меценатства, - уверен Евгений Фёдоров. - Государство обратило внимание на тех людей, которые, помимо своих собственных капитоловложений, инвестируют в прекрасное. Я не считаю себя меценатом, и, пожалуй, не хотел бы так называться. То, чем мы занимаемся, называется социальным шефством – это понятие более точно выражает суть того, что делаем я и моя команда. Это всегда коллективный труд. Если мы будем заниматься социальным шефством, если бизнесу дадут рычаги, соответствующие закону, тогда мы быстрее обустроим Россию. Сделаем её замечательной и культурной страной.