Примерное время чтения: 6 минут
1167

Гроссмейстер акварели. Виктор Шамаев называет себя «очарованным странником»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. 'АиФ-Владимир' 24/09/2014
Фото Татьяны Васильевой / АиФ-Владимир

На  её открытие пришло множество  почитателей  известного акварелиста, его коллег и друзей. Все они говорили о большой любви  художника к природе родного края, которая питает его талант, о его трудолюбии, умении видеть прекрасное в самом обыденном.

«Это поразительно!»

На вопрос одного из журналистов, почему он пишет так много пейзажей, ведь выезжать «на натуру» в его возрасте, наверное, уже непросто, Виктор Иванович ответил:

- Понимаете, я - очарованный странник. Мне труднее не быть на природе, жить без этой красоты, не видеть, как она меняется  в разное время  года, и не писать того, что я вижу...

Фото: АиФ-Владимир / Фото Татьяны Васильевой

Около ста картин представил художник на свою юбилейную выставку, среди них есть портреты, офорты, картины, выполненные  маслом, графические работы, карандашные рисунки. Кстати, по поводу одного из них - портрета Чайковского - коллега Виктора Ивановича высказался с особым восхищением: «Эта работа стоит многих картин - всего одной карандашной линией суметь так передать сходство! Это поразительно».

И всё же  большая часть картин написана художником в любимой им технике акварели, причём Виктор Иванович владеет этой техникой  в совершенстве. На выставке в Германии его назвали  «Гроссмейстером акварели». Хозяева восхищались талантом русского художника, приобрели несколько картин для музея. Особенно приглянулось им изображение  суздальского дворика  с   деревянными постройками - старые  доски словно излучают тепло, видна текстура шершавой поверхности, и почти физически ощущается земной покой и медленно текущее время... 

Фото: АиФ-Владимир / Фото Татьяны Васильевой

Ты - дома

Многие посетители выставки говорили об этом удивительном, почти мистическом воздействии пейзажей Шамаева, собранных в зале: смотришь на них - и ощущаешь себя дома, в России, где все до боли сердечной  родное  и знакомое - вот ромашковое поле  и рябина над ручьем, и родничок у лесной опушки, и старый, брошенный людьми храм. Будто обдаст тебя луговой свежестью, и ты явственно чувствуешь запах травы и земли после дождя, прохладу текущей воды в зеленых берегах, свежесть снега, который так сложно писать, но  Виктору Шамаеву это удается удивительно хорошо - и первая пороша, и февральские проталины. Во Владимире дважды состоялась тематическая персональная выставка зимних пейзажей Виктора Шамаева - «Заснеженная Русь». Снег на его картинах удивляет множеством оттенков: бело-розовый, синий, голубой, серо-рыхлый весенний. Любимые места художника - солоухинское Алепино, окрестности Кольчугина, Киржача, Собинки, заброшенные церкви, которые он спешит нарисовать и оставить людям, чтобы те помнили святые места...

Получил отказ

Нынешняя выставка, на которой Виктор Иванович встречался со своими коллегами и поклонниками, связана с ещё одним  личным юбилеем - 60-летием его творческой деятельности. И в нынешней экспозиции, конечно же, присутствовали работы, с которыми у художника  связаны самые важные события  его жизни в искусстве. «Охотничий домик на Урале» - одна из первых значительных акварельных работ выпускника Рижского художественно-архитектурного училища и ВПХУ имени Веры Мухиной. Именно эту работу он выбрал для представления правлению Владимирской организации Союза художников (тогда еще СССР). И получил отказ. Шамаев отвез её в Москву - и там получил восторженные отзывы московских художников, став членом творческого союза. Все эти годы он  не расставался с кистью и карандашом, много ездил по стране. В домашнем альбоме хранятся фотографии, сделанные в самых интересных экспедициях художника: Печорско-Ильменский заповедник на Урале, сплав по Клязьме, Германия. Из всех поездок он привозил этюды и картины - его собственные впечатления о тех местах.

Фото: АиФ-Владимир / Фото Татьяны Васильевой

Наш талисман

В последние годы Виктор Иванович  живёт  в Радужном, пишет  то, что ему самому по душе, почти ежедневно выезжая на натуру в любое время года. Его студией стала природа Владимирской земли, где он знает самые заветные уголки. С его работами первыми знакомятся радужане, в городе регулярно проводят выставки его картин. Сам художник охотно проводит мастер-классы со взрослыми и детьми.

Рядом с ним все эти годы  верная спутница по долгим жизненным дорогам - Валентина Фёдоровна - жена, друг и муза в одном лице. Она  стала строгим судьей и самой преданной  поклонницей творчества мужа. О его картинах может рассказывать бесконечно:

- Вы видите эту воду? (Это про картину «Прорыв разгулявшейся тучи»). Набухшая дождём туча только-только пролилась, и  водой уже  весь воздух наполнен...

Вспомнила про  поездку в Германию:

- Немцы очень хотели купить «Старый Суздаль», но я сказала: ни за что. Вот так руки расставила - и все. Эта картина стала нашим талисманом. Я вообще с трудом расстаюсь с работами мужа, у него это легче получается. А мне все кажется, будто детей отдаю в чужие руки. 

Рассказала, как замечательно их принимали в Ростове-на-Дону, откуда только что приехали и где проходила выставка работ Шамаева. Она всегда рядом с ним - и в радости, и в печали.

Если верить, что в свою картину художник вкладывает душу и всё, что в ней, то, вешая  на стену акварель Шамаева, мы обязательно ощутим присутствие  в своем доме души её автора - бесконечно любящего жизнь и весь  мир с его непостижимой гармонией...

А сам художник  опять в пути - пока рука  держит кисть, он спешит встретить ещё один рассвет, чтобы  показать его нам.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах