1984

Заложники страховки. Почему в Иванове сложно купить полис ОСАГО?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. 'АиФ в Иванове' 03/02/2016
Наличие полиса ОСАГО позволяет на месте самостоятельно без инспекторов ГИБДД оформить аварию с незначительным ущербом.
Наличие полиса ОСАГО позволяет на месте самостоятельно без инспекторов ГИБДД оформить аварию с незначительным ущербом. ГУ МВД России

«А в аварию может попасть каждый. К тому же штрафы за отсутствие полиса могут вырасти в три раза», - говорит эксперт в сфере автомобильного страхования Герман ЗОРИН. 

Тарифная система примитивна

Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Герман Николаевич, что в настоящее время происходит в сфере автомобильного страхования? 

Герман Зорин: - Сейчас размер тарифов ОСАГО регулируется специальным законодательным актом. В нём определены базовые тарифные ставки по видам транспорта, коэффициенты к базовым тарифам, а также установлен тарифный коридор к базовым ставкам. Страховщик имеет право применять тариф только в рамках этого коридора. Сейчас тарифный коридор составляет 20%. 

Объясню. К примеру, какая-то страховая компания может продавать полис за 4 тысячи рублей, а другая за 5 тысяч рублей. Это законно. Но транспортный коридор 20% очень незначительный. Поэтому в Иванове, например, все страховые компании берут верхнюю планку. И по стране также.

В Центробанке обсуждается вопрос по либерализации тарифов ОСАГО в будущем. Речь идёт о постепенном расширении тарифного коридора с последующим свободным тарифом. То есть каждая страховая компания будет сама определять тариф.

Т.М.: - Кто выиграет от либерализации тарифов?

Г.З.: - Это должно подстегнуть конкуренцию среди страховых компаний в сфере ОСАГО. А у автовладельцев будет больше шансов на выгодные предложения и покупку полиса ОСАГО без сегодняшних проблем с очередями, навязыванием дополнительных полисов и т.п. 

Но надо ещё внутри транспортного коридора разрешить страховым компаниям использовать свои коэффициенты по возрасту и стажу, по роду деятельности владельца, по виду транспорта. И тогда бы компании в рамках этого тарифного коридора могли бы еще влиять внутри на тариф. Тогда пошла бы реальная тарифная конкуренция. 

Т.М.: - То есть дисциплинированные, опытные водители, которые меньше ездят, платили бы за полис меньше?

Г.З.: - В том то и дело. Наша тарифная система очень убогая, примитивная. С моей точки зрения, должно применяться значительно больше критериев к тарифу, чем у нас сейчас. Например, сейчас учитывается преимущественно водительский стаж: если у автолюбителя три года стажа - он хороший водитель. Если нет - он плохой водитель.

И было бы справедливо применение более гибких тарифов, учитывающих многие факторы риска. Кто меньше ездит, у кого больший опыт - должны платить меньше. А кто этого не имеет, должен платить больше.

Проще говоря, тот, кто ездит 100 тысяч км в год, должен платить больше, чем тот, кто ездит 5 тысяч км в год (например, пенсионер или автомобилист, который ездит от дома до работы и обратно). Эти замеры легко делаются по среднегодовому пробегу. Есть и другие критерии риска, по которым можно регулировать тариф.

Полисы в дефиците

Т.М.: - Ивановские автомобилисты с начала года не могут оформить полис автогражданской ответственности. В страховых компаниях говорят: полисов нет… 

Г.З.: - Что касается Ивановской области, то она находится в числе убыточных регионов. Проще говоря, страховые компании (а это частные структуры) не заинтересованы здесь заниматься автострахованием. Этим можно объяснить резкое сокращение числа выдаваемых полисов ОСАГО.

Т.М.: - Как чаще всего мошенники подстраивают страховые события? 

Г.З.: - Распространены в основном два варианта. Первый: на автомобиль устанавливают уже битые в других авариях запчасти. Второй: устраивают реальное ДТП, вызывают ГИБДД. Цель одна: получить страховое возмещение. 

Т.М.: - А если автомобилисты стали свидетелем мошеннических действий (как им кажется) других водителей: что-то видели, слышали, и это позволяет им делать вывод о том, что ДТП - подставное, им не нужно молчать?

Г.З.: - Обязательно нужно сообщить об этом в полицию. Ведь от махинаций мошенников в первую очередь страдают, как я уже говорил, рядовые автомобилисты.

Штраф вынуждает покупать

Т.М.: - По данным Госавтоинспекции, число водителей без полисов выросло почти в два раза. Инспекторы каждый день в среднем шести-семи автовладельцам выписывают штраф в размере 800 рублей. Но ситуация не изменяется…

Г.З.: - В соответствии с ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ за езду без полиса ОСАГО предусмотрен штраф 800 рублей. Статистика свидетельствует: полисы ОСАГО ввиду повышения цены стали покупать гораздо меньше. Например, средняя цена полиса автогражданской ответственности в Иванове составляет 8 тысяч рублей. То есть процент водителей, управляющих своими транспортными средствами без полиса, повышается. Как это исправить? В настоящее время законодателями обсуждается инициатива увеличить штраф с 800 до 2500 рублей. 

То же самое некоторое время назад произошло с ответственностью за перевозку детей без детских удерживающих устройств. Был штраф 500 рублей, и люди не боялись его. А потом вырос до 3000 рублей. То есть его практически приравняли к цене автокресла. 

Т.М.: - Что мы можем посоветовать автомобилистам, которые не хотят по причине дороговизны или не могут по причине дефицита оформить полис ОСАГО?

Г.З.: - Полис ОСАГО должен быть обязательно. От ДТП, как известно, не застрахован никто. К тому же, наличие полиса ОСАГО позволяет на месте самостоятельно без инспекторов ГИБДД оформить аварию с незначительным ущербом (это так называемый Европротокол).

Поэтому я рекомендую оформить полис: либо у надёжных страховых агентов, с которыми ранее вы имели дело, и которым вы доверяете, либо в офисах страховых компаний. Не исключено, что придётся стоять в очередях, записываться на конкретный день. Но полис - это гарантия, в первую очередь, для вас, что вы, попав в ДТП, не будет компенсировать пострадавшему автомобилисту все убытки. 

Т.М.: - Реально ли купить электронный полис ОСАГО?

Г.З.: - Очень низкий процент автомобилистов, которым удаётся купить электронный полис. После введения всех требуемых данных (на это уходит не менее получаса) появляется табличка: несоответствие базы данных в РСА. 

Т.М.: - В последнее время в Интернете появились предложения о продаже полисов ОСАГО по цене 1000 рублей. Как на них реагировать?

Г.З.: - Это фальшивые полисы. Потому они стоят так дёшево и в лёгком доступе. В случае ДТП они не уберегут вас. Более того, поскольку вы используете заведомо подложный документ, в отношении вас может быть возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 327 УК РФ. 

Отмечу, что вы всегда сами можете проверить, настоящий полис или нет, зайдя на сайт Российского союза автостраховщиков. Достаточно ввести номер полиса. 

Чаще страхуют от угона и пожара

Т.М.: - Герман Николаевич, насколько доступно для автомобилистов КАСКО?

Г.З.: - Некоторые страховые компании приняли решение об ужесточении условий оформления КАСКО. Многие страхуют только постоянных клиентов, а новые договоры не заключают. Не рискуют. В каждой страховой компании анализируют: обращался автовладелец за выплатами или нет, какую компенсацию получал и пр. Если человек попадал в страховые случаи, причём с большими выплатами, с ним договор вряд ли возобновят.

Но если выбирать между тем, страховать или не страховать, лучше, конечно, страховать. 

Т.М.: - По статистике ГУ МЧС России по Ивановской области, в 65 случаях возгораний автомобилей из ста доказано: машины подожгли… Весь вопрос в деньгах: насколько дорого сейчас КАСКО?

Досье
Герман ЗОРИН, эксперт в сфере автомобильного страхования. Родился в Иванове. Закончил Ивановский энергетический институт, промтеплоэнергетический факультет. Женат, есть двое детей.

Г.З.: - Страховые компании предлагают различные программы, например, застраховать от самого страшного: угона и тотальной гибели. И люди покупают такие программы, потому что это приемлемый вариант - дешевле в 2-3 раза, чем страховать полностью пакетом. Если страховать только от угона, то может быть дешевле и в 5 раз. Сейчас по КАСКО можно застраховать автомобили по 2009 год выпуска включительно. Чем старше машина, тем «невыгоднее»  для страховой компании её страховать, потому что её стоимость с каждым годом падает процентов на 10-15%.

Если автомобиль куплен в кредит, то оформление КАСКО - обязательное условие. Банки разрешают страховать франшизами, когда небольшой убыток (от 15 до 30 тысяч рублей) страховая компания не возмещает. Получается дешевле.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах