476

Заложники ситуации. ОСАГО и КАСКО - не гарантия выплаты денег

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. 'АиФ в Иванове' 06/11/2013
Фото: Татьяны Матвеевой / АиФ-Владимир

И почти каждый ивановец-автомобилист наверняка побывал в ситуации, когда при наступлении страхового случая (ДТП) страховая компания существенно снижала сумму выплаты.

- Снижение зачастую происходит до 70 процентов от реальной стоимости восстановительных авторемонтных работ, - отмечает автоюрист, руководитель Ивановского движения автомобилистов Александр КАСЬЯНЕНКО. - Так страховые компании  поступают уже несколько лет подряд. Однако если раньше эта тенденция касалась только страховых случаев по ОСАГО, то сейчас гораздо меньшую сумму вследствие ДТП автовладелец получает и по КАСКО, - рассказывает Александр Александрович. 

Откровенная недостача 

Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Александр, с какими вопросами чаще всего обращаются к вам автовладельцы?

Александр Касьяненко: - Безусловно, больше всего вопросов касается занижения сумм выплат по страховым случаям, нарушения сроков этих выплат. Судите сами: ежедневно на приём в общественную организацию «Ивановское движение автомобилистов» приходит порядка тридцати водителей. Ситуации во многом типичны: автовладелец, попав в ДТП, на ремонт автомобиля получает сумму на 30-70 процентов меньше от требуемой, реальной.   

Т.М.: - А как высчитать эту правильную сумму, максимально приближенную к реальным ценам?

А.К.: - Это может сделать независимый оценщик. И многие автовладедьцы обращаются к услугам экспертов, несмотря на то, что их услуги платные. При расчёте ущерба независимые эксперты учитывают утверждённые нормо-часы на ремонтные, арматурные и покрасочные работы. 

Например, час слесарных, кузовных и малярных работ для легковых автомобилей отечественного производства определен в размере 550, 600 и 650 рублей соответственно. Для владельцев иномарок эти виды авторемонтных работ обойдутся дороже почти в два раза. А именно: 1000 и 1100 рублей соответственно. Отмечу, что данные тарифы были утверждены на территории Ивановского региона в марте нынешнего года и не менялись. 

Чего скрывать, при расчете страховых компаний эти нормо-часы ниже утвержденных в несколько раз. Отсюда такая существенная разница в итоговой сумме.   

Т.М.: - Отстоять своё право авто­владелец может только через суд? 

А.К.: - В добровольном порядке полноценные выплаты страховые компании не делают. Поэтому приходится обращаться в суд. Но не все автовладельцы знают свое гражданское право - взыскать со страховой компании реальную стоимость ущерба. И некоторые сами доплачивают недостающую сумму за ремонт. Это на руку страховым компаниям.  

Живых денег не дают

Т.М.: - Чем вы можете объяснить экономию страховых компаний на автомобилистах?

А.К.:- Убыточностью страховых компаний. Она иногда доходит до 120%. Это соотношение между премией, которая взята у автовладельцев, и выплатами, которые необходимо сделать. Если у страховой компании убыточность доходит до 70%, она ещё может существовать. А если доходит до 120%, то она почти банкротится. Поэтому вполне объяснимо стремление страховых компаний как можно реже расставаться с деньгами.   

Т.М.: - Скажите, Александр, экономия на выплатах касается в основном договоров ОСАГО?

А.К.: - Так было долгие годы. Автомобилисты стали заложниками ситуации: не оформить договор обязательного страхования автогражданской ответственности они не могут! Поэтому приходится поневоле соглашаться с условиями, которые диктуют страховщики. А потом судиться. Но в 2013 году, к сожалению, данная тенденция коснулась и договоров КАСКО. 

Дело в том, что страховые компании лишили автомобилистов живых денег. Объясню. Наступает страховой случай: авария, пожар, повреждение авто вследствие природных факторов и прочее. Компенсация не выплачивается, а автомобилиста отправляют на станцию технического обслуживания (либо по выбору самой страховой компании, либо по выбору страхователя, это прописано в договоре КАСКО). В автосервисе транспортное средство ремонтируют, и после акта выполненных работ страховая компания уже расплачивается со станцией технического обслуживания.

Т.М.: - Почему же не переводят деньги автолюбителям?

А.К.: - Компаниям это невыгодно потому, что автовладелец, обратившись к независимому оценщику, а потом в суд, сможет доказать, что в действительности сумма на ремонт требуется гораздо большая, чем ему выдали. А когда нет живых денег - нет и судебных разбирательств по недоплатам, нет проблем.

Хотя, не буду скрывать, с каждым годом проблем в сфере страхования автотранспорта и в отношениях «автовладелец-страховая компания» только прибывает. Так, в нынешнем году на территории всей страны, в Ивановском регионе в том числе, обозначилась ещё одна негативная для автомобилистов тенденция. Пострадавшего в ДТП автомобилиста работники страховой компании отправляют в отдел урегулирования убытков в отделения компании, располагающиеся в других городах области. То есть автомобилист, которому виновник аварии разбил машину, должен поехать, например, в Кинешму. Некоторые не едут, соответственно, выплаты (а их размеры доходят до 20 тысяч рублей!) не производятся. Опять же немногие знают, что можно написать заявление с просьбой рассмотреть дело по адресу филиала в городе Иваново. Потом, получив письменный ответ от страховой компании, подать документы в Ивановский филиал страховой компании под опись, и в случае получения отказа от страховой компании обращаться в суд. 

Т.М.: - А можно в суде потребовать от страховой компании еще и компенсацию морального вреда?

А.К.: - Безусловно.

Не доверяя страховой

Т.М.:  - Современные автомобилисты, попав в аварию, даже мелкую, теряют в ожидании инспекторов ДПС и оформления документов почти целый день. Время приезда к месту аварии на территории Иванова иногда составляет два-три часа, а то и больше. Есть ли способ ускорить процесс оформления ДТП?  

А.К.: - Госавтоинспекция сообщает, что ежедневно в городе происходит более 50 аварий «с железом» - без пострадавших, но с убытком для автовладельцев. В большинстве этих случаев автомобилисты могут применить самостоятельное оформление ДТП - европротокол. Он действует, когда причинён вред только имуществу, а пострадавших нет, когда автомобилей-участников ДТП только два и они застрахованы, и когда обстоятельства аварии и характер повреждений не вызывают разногласий у водителей. Обычно под данную категорию ДТП подпадают касательные столкновения, и, как итог, царапины, вмятины и сбитые зеркала. 

Т.М.: - Часто ли он применяется нашими водителями на практике?

А.К.: - Статистика удручающая: 1,5-2 процента автовладельцев на практике применяют европротокол. Хотя он призван упростить оформление ДТП, сэкономить время и нервы водителей. Я могу объяснить, почему владельцы транспортных средств, особенно дорогостоящих машин, вообще не рассматривают европротокол как приемлемый и удобный вариант оформления мелкого ДТП. Они боятся, что страховые компании откажутся принимать бумаги, составленные без участия сотрудников ГИБДД. Потом, зачастую они не умеют заполнять документы, а в большинстве случаев не имеют на руках бланк извещения о ДТП. Выдавать его должны представители страховой компании, чего они обычно не делают. Наконец, автомобилисты не всегда могут оценить ущерб от ДТП на месте.    

Т.М.: - Получается, автолюбители и в этом деле не доверяют страховым компаниям и снова поневоле вынуждены соглашаться на их условия? 

А.К.: - Я призываю не идти на поводу у страховых компаний. Если вам невыгодно стоять с царапиной в ожидании инспектора ГИБДД три часа и более, оформляйте ДТП по европротоколу. Для этого нужно сделать восемь фото с места ДТП, необходимы полис потерпевшего и полис виновника, водительские удостоверения, документы на машины, извещение о ДТП. Виновник аварии должен написать объяснение: «Вину признаю полностью, с повреждениями согласен». Вот с этим пакетом документов обращайтесь в страховую компанию. 

Если у автомобилиста нет каких-то документов или он не знает, как можно оформить ДТП без патруля ДПС, он может обратиться в службу аварийных комиссаров. Там работают знающие люди, приедут, помогут. Как в судах борются за право получить полноценную выплату на ремонт машины, так же и здесь водители должны отстаивать те способы оформления ДТП, которые для них максимально удобны в конкретной ситуации. И рекомендую не поддаваться на сомнительные скидки и мнимые бонусы страховых компаний при заключении договоров КАСКО: здесь можно наскочить на риф. Загодя заручитесь поддержкой автоюриста.   

Досье

Александр Касьяненко - автоюрист, руководитель Ивановского движения автомобилистов, член Общественного совета по контролю за расходованием средств дорожного фонда Ивановской области. Родился в 1983 году в Иванове. В 2007 году с отличием закончил Ивановский Государственный архитектурно-строительный университет по программе «Оценка бизнеса». Хобби: экстремальный туризм, моделизм.

 

 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Выбор профессии 2021

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах