1569

Когда голос завораживает. Трудно ли быть радиоведущим - Илья Архипов

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. 'АиФ-Владимир' 15/10/2014
Фото из архива Ильи Архипова / АиФ-Владимир

Наш земляк  обладал редким по тембру и выразительности голосом, который оказывал эмоциональное воздействие на слушателей. Прошли годы, многое изменилось в нашей стране, но радио по-прежнему популярно.

Сегодня, чтобы работать диктором, одного приятного голоса будет мало. За публичной и блестящей стороной профессии кроется ежедневный нелёгкий труд. Работа диктора схожа с искусством ораторского мастерства и актёрской деятельностью.  Эмоциональность, художественный вкус, сообразительность и находчивость - верные спутники любого диктора. Владимирский радиоведущий Илья АРХИПОВ рассказал нам о «закулисье»  необычной работы, казусах в эфире и новостных буднях.

Дебют

Владимир Меньшов, vlad.aif.ru: - Думал ли ты, учась на «филфаке», что когда-нибудь свяжешь свою жизнь с радио? 

Илья Архипв: - О радио я даже никогда не мечтал и представить себе не мог, что буду «жить» в эфире. Радиовирус поражает тебя настолько, что без эфира у тебя настоящая ломка.

В.М.: - Как ты стал радиоведущим?

И.А.: - Я по-прежнему считаю себя человеком, попавшим на радио случайно. Причём случай оказался счастливым. Уже работающее радио одного из известных изданий искало новых ведущих из состава газетной редакции, и когда дошла очередь до меня, выяснилось: человек с далеко не идеальной дикцией и без опыта работы в эфире, я чувствую себя здесь как рыба в воде. Так и повелось. Работу на радио я совмещал с организацией пресс-конференций и «круглых столов», и, работая на госслужбе, по радио очень ностальгировал. Отчего и вернулся - уже в штат радио с марта прошлого года. «Картина дня» - программа, где я подвожу информационные итоги дня, звучит моим голосом.

В.М.: - Расскажи о своем дебюте. Страшно было в первый раз сесть за микрофон?

И.А.: - Учиться ведению эфира пришлось уже в работе. Можно сказать, что меня, как щенка, выбросили однажды в прямой эфир - и мне там так понравилось, что сегодня я не представляю себя на другой работе. Кстати, микрофон - совсем не страшный.

Главное - харизма

В.М.: - Что главное в дикторе - харизма, голос, юмор, находчивость?

И.А.: - Энциклопедические знания, умение доказать правоту своей точки зрения, скорость - даже не речи, а скорее мысли. Без сомнения, и харизма: когда слушаешь станции, где ведущий не очень харизматичен и говорит или читает совсем без выражения, хочется захрапеть.

 

В.М.: - Трудно ли попасть на радио? Как становятся «звёздами»? 

И.А.: - Трудное - это то, что можно сделать сразу. Невозможное - то, на что нужно время. Никто не притащит тебя за уши в студию, не посадит в эфир и не положит достойную зарплату. Мечтаешь работать на радио - слушай радио, звони на радио, приставай к редакторам, приноси свои идеи. Могли ли мы подумать, что к 2014 году во Владимире будет... не соврать бы, 11 радиостанций! А есть ещё районные города, где  потрясающие собственные программы - не в стиле «поставьте мою песню».

 В.М.: - К чему нужно быть готовым, ведя прямой эфир?

И.А.:- К чему готовым... К тому, что слово - не воробей, а если вылетит - не поймаешь. Тебя слушают. Не только простые люди. Ты, работая в эфире, остаёшься в рамках информационной политики редакции. Но выражать собственное мнение тебе никто не запрещал.

 В.М.: - Случались ли казусы?

И.А.: - Вот тут я сильно не порадую. Хотя пару казусов помню. Был 2011 год, мой последний эфир перед уходом на работу в администрацию. Эфир подготовлен, настроение... В общем, уже скучаю по студии, по прямым эфирам, общению со слушателями, по своим соведущим. И вот наступил вечер, начинаю эфир, уже обдумываю, как прощаться с аудиторией. И вдруг посреди эфира подводит аппаратура: «умирает» студийный пульт, эфир останавливается. Не выдержала железяка морального напряжения. Прощаться с радио пришлось мысленно и молча. Спустя полтора года радио приняло меня обратно.

 В.М.: - За время работы на радио научился «выпутываться» из «весёлых историй» в прямом эфире?

И.А.: - Я не умею этого делать. Не научился. А ещё в студии категорически запрещены крепкие выражения. Однажды, когда во время эфира выключили электричество во всем районе, я в лаконичных выражениях поинтересовался у коллег, что случилось. Очень лаконично и крепко. А резервное питание, как выяснилось, ещё несколько секунд поддерживало эфир, пока я сидел в тёмной студии. В итоге утром в редакцию пришло 2 письма с примерно одинаковым текстом: мы, конечно, всё понимаем, но слушаем ваше радио в машине - и чуть не врезались, услышав эмоционального ведущего. Слово - не воробей, правду говорят.

 

 В.М.: - Радио эволюционировало со времён СССР? 

И.А.: - Современное российское радио, будь то музыкальное или дискуссионное,  создано по примеру американского. И с радио советским, по моим ощущениям, у него не много общего. Да и профессия диктора, похоже, ушла в прошлое, хотя об этом действительно можно жалеть.

 В.М.: - У тебя есть кумиры? Например, Ларри Кинг или Говард Стерн? 

И.А.: - У кого бы я ни пытался учиться и кому бы ни старался подражать, считаю себя уже необучаемым. Но азбучные золотые правила Ларри Кинга и других столпов радиожурналистики и интервью напоминаю себе регулярно.

«Звёздное» интервью

 В.М.: - Приходилось ли общаться с известными людьми? Кто больше всего запомнился?

И.А.: - С ходу всех статусных интервьюируемых и не вспомнишь. Первые, беседу с которыми я сразу вспоминаю, - такие непохожие Андрис ЛИЕПА, Роман ТРАХТЕНБЕРГ и Френсис Гэрри ПАУЭРС младший - сын американского лётчика-шпиона. А ещё посчастливилось общаться с Тонино ГУЭРРА, Владиславом ТРЕТЬЯКОМ... Почему я ставлю такие фамилии рядом? Уж очень тёплыми и «атмосферными», домашними вышли те беседы. И чем известнее человек, чем больше его, если угодно, величие, тем легче с ним строится беседа. То есть чем «звёзднее» человек - тем он менее звёздный на самом деле. А Третьяк заряжает невероятным позитивом своей улыбки, потом ходишь ещё сутки, всем улыбаешься и светишься.

 В.М.: - Как тебя свела судьба с «культовыми» личностями?

И.А.: - Тонино Гуэрра - это соратник великого Федерико Феллини, раз в году он вместе с русской супругой Ланой мог заглянуть во Владимир и Суздаль. Даже минута общения с ним настолько погружала тебя в мир кино, что возвращаться обратно в «онлайн» уже не хотелось.

 

Сын шпиона - создатель музея «холодной войны» у себя на родине. А его друг, австриец, киношник, также заглянувший во Владимир, был у нас переводчиком. Русским друг владел хорошо, но не идельно: договариваясь об интервью, он говорил по-русски, а я с ним - по-английски. А ещё это было единственное интервью, за которое та сторона попросила гонорар. Разумеется, у них ничего из этого не вышло. А «шпиона» во Владимир мы все-таки привезли. С Романом Трахтенбергом мы вспомнили филфаковские времена: он оказался «из наших», как я говорю. Прекрасный интеллигентный собеседник, кстати. А еще мы обменялись рецептами похудения. Про Третьяка особо и сказать нечего: убей не помню, о чём говорили.

 

 В.М.: - Попадались ли неприятные собеседники?

И.А.: - Неприятный собеседник... Есть люди «старой закалки», для которых радио и СМИ вообще - по-прежнему какое-то иное измерение, загадочный мир, и само наличие микрофона в студии приводит их в ступор, уверенный в себе собеседник начинает мямлить, запинается и тянется за шпаргалкой. Разговорить их, вернуть им уверенность - моя задача. И камерная атмосфера студии тому тоже способствует. Получается не всегда, конечно. Многим трудно оторваться от написанного, выверенного и заверенного текста. Если у тебя получается убедить собеседника, что наша живая, без бумажки, беседа будет куда интереснее и полезнее для аудитории, человек прямо в эфире меняется в лучшую сторону. Часто помогают юмор и личные вопросы.

Досье

Илья АРХИПОВ, журналист и радиоведущий, родился во Владимире в 1984 году. Выпускник отделения журналистики владимирского филфака. Успел поработать в благотворительной организации «Социальная помощь бездомным», где отвечал за связи с прессой, руководил пресс-службой областной администрации и 7 лет отдал одной из владимирских газет, где работал корреспондентом, руководителем пресс-центра и ведущим вечерней радиопрограммы «Картина дня». На радио - с 2013 года. Профессиональные награды - «Открытие года-2011 в области спецпроектов СМИ» и «Открытие года-2013 среди журналистов» от областного Союза журналистов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах