Дмитрий ГЛУШКОВ |
Профессиональным звукооператором меня назвать нельзя, - говорит Дмитрий, - потому что я не учился этому делу: хобби превратилось в профессию. Раньше занимался звукозаписью, прокатом звукового и светового оборудования для концертов и корпоративов, но сейчас спрос на услуги такого рода снизился. Корпоративы потеряли прежний размах. Если раньше столы ломились от разносолов, то сейчас на весь стол бутылочка водки, бутылка вина, минералка, а остальное – за свои деньги в баре. И концерты очень часто отменяются. Многие московские компании, занимающиеся прокатом, сейчас закрываются, распродают оборудование за копейки.
Человеческий фактор
- «АиФ-Владимир»: Многие не знают, чем же занимается звукооператор. Расскажите, в чём ваша работа заключается?
- Дмитрий ГЛУШКОВ: У приезжих артистов обычно свои звукооператоры. Мы должны только предоставить оборудование, подключить, отстроить всё до концерта – чтобы работало. Они приезжают – ручки покрутили, настроили звук в зал, звук на сцене – и поехали. Звукооператором мне приходится работать только на местных концертах. Тогда – выстраиваю звук. Звукооператор – полноправный участник команды, такой же артист. У музыканта, например, есть гитара и комбик (система, содержащая в одном корпусе усилитель и громкоговоритель – прим. авт.), и он должен извлечь звук. А звукооператор должен донести этот звук до зрителя, и от него на девяносто процентов зависит, как пройдёт концерт. Он что-то от себя добавит: где-то обработку, где-то сигнал зажмёт. Процесс – творческий.
- «АиФ-Владимир»: А проколы бывают?
- Д.Г.: А как же! Погода не такая, голова у человека заболела – уши не так услышали, что-то не так сделал – и пошло-поехало. То микрофон засвистел, то кто-то из музыкантов сыграл не так.
- «АиФ-Владимир»: А приходится сталкиваться с мнимыми профессионалами?
- Д.Г.: Чаще молодые исполнители этим грешат: из себя ничего еще не представляют, выскочили на пять минут и думают, что они – «звезды». Приезжает такой горе-исполнитель, просит поставить ему ударную установку. Тупо пионерский ритм отстучал, а девчонки в восторге: ой, какой великий инструменталист! Всё делается под «фанеру», иногда вообще плюсовую. Назвать это творчеством язык не поворачивается - так, ездят, деньги делают. С Александром Серовым работали: приезжает, саунд-чек (проверку звука – прим. авт.) устраивает, а потом включает мини-диск с фонограммой – и всё, поехали. Некоторые в райдере (списке требований – прим. авт.) даже прописывают свист микрофона, обращение артиста к звукооператору: «Вася, подкрути там».
- «АиФ-Владимир»: Есть люди, которые выступают за запрет концертов под фонограмму. Как вы к этой идее относитесь?
- Д.Г.: Дело ведь не только в фонограмме. Например, Стас Михайлов живьём работает. Но содержание его песен – третьесортный материал. А люди с ума сходят, и они пойдут его слушать, хлопать в ладоши – ай, как хорошо! Они будут слушать группу «Бутырка», которая аншлаги собирает. Люди идут на их концерты толпами, и им по барабану – «фанера» или нет, лишь бы увидеть своего любимчика на сцене. А честно он отработал или просто деньги собрал… Концерт прошёл – и ладно.
Мы не «Васи»
- «АиФ-Владимир»: А всё-таки, как получилось, что вы стали работать с известными исполнителями?
- Д.Г.: Познакомились с людьми, которые организовывают концерты, туры. Началось все вообще с провального концерта, за который и денег не заплатили. Да и я не просил - неудобно было. Это был первый концерт «Воскресенья» во Владимире. Я до этого поездил с христианами-миссионерами по области – деньги нужны были. Решил наработки пару раз применить на концерте и вывалил на сцену «винегрет» (смеется)! После этого провала решил, что делом надо заниматься серьёзно. Так потихоньку и доросли до больших артистов.
- «АиФ-Владимир»: С кем удалось поработать?
- Д.Г.: Работали с группой «Rage». Что меня поразило: последний концерт в Брянске, проходит саунд-чек, и Пиви Вагнер просит переводчика пригласить всех техников – хотел с нами сфотографироваться. Такой знак уважения: мы хорошо работу выполнили, и он захотел на память с нами сняться. Когда с Кеном Хенсли работали, тоже после концерта и звукооператор, и музыканты руки жали. Во всём туре у нас был единственный город, где они получили удовольствие, где им удалось раскрыться. Очень хорошо было работать с Розенбаумом. Много питерских групп – они уже нашими друзьями стали: группа «Пилот», тот же «Аквариум» – почему-то им понравились наши техники. Сейчас даже когда аппарат не нужен, просят чтобы они приехали. Олег Гончаров (звукорежиссёр группы «Аквариум» – прим. авт.) говорит: «Вы когда с нами работаете, в коллективе никто не ругается, всем так хорошо». Видимо, вносим свою ауру. Вообще, сколько с питерцами ни работал – не встречал плохих людей. Может быть, действительно, там какая-то иная атмосфера.
- «АиФ-Владимир»: Правда ли, что публичные люди пренебрежительны в общении?
- Д.Г.: Со взрослыми интеллигентными людьми - тем же Розенбаумом, Борисом Борисовичем Гребенщиковым, Костей Кинчевым – всегда язык находишь. У Розенбаума, например, музыканты – рыбаки. Как только узнали, что наши тоже рыбачат – всё, саунд-чек закончился. Иван Кучин приезжал, строил тут всех. После этого мы решили: с ним работать не станем, даже если есть будет нечего! У них в блатном мире принято обращаться к звукооператорам: «Вася! Поставь там 25-й трек!». Из «Бутырки» одна «звезда» тоже попыталась нашему технику так сказать, а он: «Какой я тебе Вася?!»
Потом оказалось, что тот тоже любит тяжёлый рок послушать, он «свой». А деньги надо зарабатывать. Самый простой вариант: три аккорда, голос с хрипотцой, песня про зону – что-нибудь нарифмовал - и ты «звезда».
- «АиФ-Владимир»: Как вы владимирское рок-сообщество оцениваете?
- Д.Г.: Сообщество – не знаю, есть ли оно. Летом в Лакинске на фестивале «Андеграунд» слышал группу «Соль». Тут у людей всё в порядке: и музыка, и текст, и подача хорошая. Ещё мне в День города понравилась группа «My Baby’s Blues Band» – все хиты сыграли! Здорово! Во-первых, вокалист там артистично всё преподносит. Потом, всё прозвучало хорошо. Пусть они каверы (авторские музыкальные композиции в исполнении другого музыканта или коллектива – прим. авт.) поют, но всё подобрали по настроению. Мимо пройти было невозможно.
К очагу тянет
- «АиФ-Владимир»: Вы постоянно пропадаете на концертах. Ваши дети папку-то видят?
- Д.Г.: Далеко стараюсь уже не ездить. В сентябре родилась дочь, и сейчас жене нужна помощь. Трое в школу ходят, старший в институте. Уделять абсолютно всё время работе, а семье ничего – неправильно. Возраст уже такой, что сильнее к очагу тянет, чем на какие-то тусовки.