Примерное время чтения: 8 минут
264

Владимирские пассажиры глазами кондуктора троллейбуса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18. 'АиФ-Владимир' 02/05/2012
Фото: АИФ

- «АиФ-Владимир»: Как вы пришли в эту профессию?

- Людмила Головина: Я перебралась с сыновьями из Ферганы во Владимир в январе 1995 г. - здесь жила тетя. Устроилась на работу в детский сад нянечкой. До сих пор с благодарностью вспоминаю заведующую, которая помогла получить комнату в общежитии. Однако всем известно, какие заработки у нянечек. А у меня дети тогда были еще маленькие – даже в школу не ходили. Вот и пришлось искать другое место, где зарплата выше. В троллейбусном парке работаю с 1998 года. Здесь заработок напрямую зависит от количества отработанного времени. Если не лениться, можно нормально заработать.

- «АиФ-Владимир»: Приходилось оставлять сыновей одних?

- Л.Г.: Они с пониманием относились к тому, что мама часто бывает на работе. Может быть, именно потому, что ребята видели, как мне достаются деньги, они старались поддержать меня. Сейчас они взрослые: оба работают и учатся, зная цену трудовой копейке.

С молодежью – легко!

- «АиФ-Владимир»: Кто из горожан чаще всего ездит на троллейбусе? С какими пассажирами больше всего проблем?

- Л.Г.: Поскольку троллейбус считается социальным видом транспорта, на нем ездят пенсионеры, школьники, учащаяся молодежь. Со стариками мне несложно находить общий язык, ведь в Узбекистане я работала в собесе. Но легче всего общаться с молодежью – может быть, потому, что это – сверстники моих сыновей. А какая детвора чудесная! Бывает, нечаянно «сдают» старших, сообщая свой возраст, и тогда родителям приходится покупать билет и на ребенка. А недавно один пацанешка в троллейбусе рассказывал стих - картаво еще, но с выражением, и главное – без запинки, хотя стих длинный! Или – девочка пела: «Потолок ледяной, дверь скрипучая…» Всем, кто ехал, настроение подняла, и такое случается нередко. 

- «АиФ-Владимир»: Но бывает – и портят настроение?

- Л.Г.: В день один-два случая обязательно, а иногда и больше. Недовольство начинается с того, что требую, как положено, не только показать проездной, но и предъявить пенсионное удостоверение – если, конечно, проездной льготный. Старики порой начинают ворчать, и нередко это связано с тем, что передали удостоверение кому-то из близких. К примеру, муж передает жене, а сам вместо пенсионного предъявляет паспорт. Купить же два социальных проездных по одному удостоверению сегодня – не проблема. А иной раз и при наличии документов не хотят их предъявить. Вот на днях ехал мужчина лет под 70, предъявил проездной. Я, как положено, вежливо попросила показать удостоверение. Он постучал себя по нагрудному карману: мол, у меня при себе. Но не показал. Пришлось настаивать на предъявлении документа: «Может, вы забыли?» Он обиделся: «Я никогда ничего не забываю». Эти слова стали началом целой возмущенной речи. Я уж отошла от него к другим пассажирам, так он идет следом – видно, не выговорился! В результате проехал свою остановку, разозлился еще больше – стал требовать, чтобы высадили его между остановками, а это категорически запрещено. 

За бомжей иногда платят

- «АиФ-Владимир»: Любители поскандалить – очевидно, не самые проблемные пассажиры. Ведь садятся в троллейбус и бомжи, и пьяные. Одни жалеют их, другие возмущаются. А как в таких случаях поступаете вы? 

- Л.Г.: Когда бомжи садятся, их жалеют многие, но даже самый жалостливый пассажир не хочет ехать рядом с тем, от кого исходит неприятный запах, кто только что рылся в мусорке на остановке и теперь садится с собранными бутылками и банками. Если такой пассажир платит и не пачкает окружающих, мы обязаны его везти. А порой за бомжа по собственной инициативе платит кто-то из пассажиров. 

С пьяными сложнее: если человек заплатил, то везем. Но он, бывает, сел и уснул, и кататься может полдня. А ведь такого может, извините, и вырвать, или сердце прихватит. Да и окружающим неприятно. Поэтому стараемся сразу выяснить, где выходить такому пассажиру, и вовремя его разбудить.

- «АиФ-Владимир»: Всегда ли удается? Приходилось ли вызывать полицию? 

- Л.Г.: Как-то было – правда, уже давно. Пьяный упал посреди салона, а людям пройти невозможно. Да и слякоть была, а он в грязи лежит, ни на что не реагирует. Пришлось вызывать правоохранителей. 

Порой приходится пугать полицией и уличных цыган: они заходят целой толпой, шумят, мешают пассажирам, а платить не хотят. Поэтому стараюсь не пускать их в салон, сразу выясняя, будут ли платить.

Фальшивкой за билет

- «АиФ-Владимир»: Случалось ли, чтобы вам при расчете давали монеты старого образца или других стран, или, может быть, подделки?

- Л.Г.: Такие случаи бывали, наверное, у каждого, кто работает с деньгами. Я когда-то по ошибке приняла фальшивую сторублевку – пришлось возвращать из своего кармана. Но это стало хорошим уроком. А вообще одно время были очень распространены попытки всучить подделки: то одному кондуктору подсунут, то другому. И с тысячной купюрой попадались. Сейчас такие случаи гораздо реже.

А вот монеты, не имеющие хождения, сбыть кондуктору пытаются. Недавно один пассажир пытался рассчитаться за билет: дает десятку и с ней рубль старого образца. Я отказалась принять его, а он настаивает: «Мне в магазине дали». Чем же кондуктор виноват, если он сам недосмотрел?

Культурный карманник

- «АиФ-Владимир»: Общественный транспорт - место, нередко избираемое для своей деятельности карманниками. Доводилось ли сталкиваться с каким-нибудь «Колькой Кирпичом»?

- Л.Г.: Одного на лицо знала, как и многие мои коллеги. На вид лет 40, такой культурный, воспитанный: все пропускал в дверях других, подсаживал, под локоток поддерживал. За проезд он всегда платил: видно, не хотел привлекать к себе лишнего внимания. 

- «АиФ-Владимир»: Но все же чем-то выделился, если его знали кондуктора?

- Л.Г.: Он часто вроде пытается сесть в троллейбус, но пропустит одного, подсадит другого, а сам остается - видно, уже с добычей. Так его и вычислили. Но уже сколько лет, как его не замечали: может, отбывает срок.

12 часов на ногах

- «АиФ-Владимир»: Дают ли пассажиры кондуктору посидеть?

- Л.Г.: Многие считают, что мы катаемся, а в действительности мы – целый день проводим на ногах, да еще среди людей. Дежурство длится 12 часов. Я начинаю работать около 7 часов утра, а заканчиваю около полуночи. На других маршрутах трудятся по 8 часов, но им приходится начинать спозаранку – в 5 утра. Нас собирают на смену дежурные машины.

Передохнуть между рейсами удается разве что на конечных остановках. Микроволновки, чайники, холодильники; кое-где даже установлены диванчики, чтобы прилечь на несколько минут. Есть столовые – правда, не везде; туалеты имеются на всех конечных остановках.

- «АиФ-Владимир»: Доводилось ли вам получать травмы, работая кондуктором? 

- Л.Г.: Мне – нет, а вообще такие случаи хоть и редко, но бывают, хотя и не по вине наших водителей. Троллейбусы ездят по графику – нам спешить нет смысла. Но нас нередко «подрезают». Именно из-за этого недавно получила травму кондуктор одного из маршрутов, ушиблись пассажиры. На такие случаи нас страхуют, но лучше бы их не было.

Досье

Людмила Головина родилась 29 апреля 1957 г. в Фергане. Закончила техникум бытового обслуживания по специ-

альности «Планирование». Во Владимире живет с 1995 г., работает кондуктором на маршрутах троллейбуса №№1,5,8.

Имеет двух сыновей – 23-х и 22-х лет.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах