Примерное время чтения: 7 минут
1093

Ивановские дети обделены вниманием

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. 'АиФ в Иванове' 12/09/2012
Фото: АИФ

Не менее важна работа психолога с детьми. Доцент кафедры психологии ИвГУ, кандидат психологических наук Марина РАСКУМАНДРИНА считает, что сегодня «главная задача образования - сделать жизнь ребенка счастливой».

Психологом стала «вслепую»

- «АиФ в Иванове»: Марина Евгеньевна, как Вы выбрали профессию психолога, ведь еще совсем недавно она не была столь популярной?

- Марина Раскумандрина: Профессию психолога я выбрала «вслепую», под влиянием подруги, но выбор оказался удачным. Вообще, в профессии психолога найти себя могут разные люди: кто-то будет проводить научные исследования, кто-то может заниматься индивидуальным консультированием, а если человеку в силу особенностей его характера нужны контакты, он может заниматься тренинговой работой. Я после окончания психологического факультета Ярославского государственного университета переехала в Иваново, здесь некоторое время работала в психиатрической больнице психологом детского отделения, потом перешла в детский дом и стала работать с детьми дошкольного возраста, затем работала в Институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Долгие годы сотрудничала со школами, работая школьным психологом.

- «АиФ в Иванове»: По Вашему мнению, какие качества необходимы для современного психолога?

- М.Р.: Кроме глубоких профессиональных знаний, очень важны моральные качества. Психолог - это авторитет, человек, которому верят, как учителю. Главным инструментом работы психолога является его личность. Поэтому так же, как представитель любой другой профессии большое внимание уделяет своему инструменту (бережет его, ухаживает, настраивает), так психологу необходимо работать над своей личностью.

Всех сложнее первоклашкам

- «АиФ в Иванове»: Вы много работали с детьми, можно ли выделить психологические особенности, свойственные именно ивановским ребятишкам?

- М.Р.: Пожалуй, для наших детей характерен недостаток внимания. Очень многие родители вынуждены уезжать из Ивановской области работать в Москву, и поэтому они видятся с ребенком очень редко. А это значительно ослабляет психологический контакт родителей со своим малышом.

- «АиФ в Иванове»: Начался новый учебный год. В этом году в Ивановской области за парты впервые сели более 9 тысяч первоклассников. Известно, что переход из детского садика к школьной скамье является для многих детей достаточно болезненным. Могут ли родители помочь своему ребенку быстрее адаптироваться к новой жизни?

- М.Р.: Вообще, я убеждена, что вопросом адаптации своего малыша к школе родители должны озаботиться заранее. Желательно, даже при отсутствии каких-то особенных проблем, проконсультироваться с психологом. Специалист определит степень социальной, интеллектуальной и личностной готовности к школе, выявит «слабые места» и даст конкретные рекомендации. Сейчас процесс адаптации уже идет. В это время важно быть очень внимательными к состоянию ребенка.

 

Досье

Марина РАСКУМАНДРИНА - доцент кафедры психологии ИвГУ, кандидат психологических наук, психолог психологического центра «Эмпатия». Родилась в 1958 году в Ярославле. В 1983 году окончила Ярославский университет (психологический факультет). В ИвГУ работает с 2002 года, в 2005 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Типология индивидуальных стилей подчинения и их диагностика». Автор множества научных исследований по проблемам обучения и воспитания детей, по вопросам семьи и руководства.

- «АиФ в Иванове»: Не секрет, что в Ивановской области классы зачастую бывают переполненными. И даже в начальном звене, при норме 25 человек, учитель не всегда в достаточной степени сможет разобраться, что происходит с тем или иным ребенком. По каким признакам родители могут определить, что с их первоклашкой что-то не так?

- М.Р.: Чтобы определить наличие так называемой дезадаптации, папа с мамой, прежде всего, должны понаблюдать за своим малышом. Дезадаптация может проявляться через физиологические процессы. У ребенка пропадает аппетит, он худеет, у него нарушается сон, могут измениться вкусовые пристрастия, он быстро утомляется. Медики говорят, что даже состав крови может измениться. Иногда сложности с адаптацией могут привести к психосоматическим расстройствам: у ребенка появляются рвота, боль в желудке, головная боль.

Медленное привыкание ребенка к первому классу также проявляется и через психологические процессы. У ребенка наблюдаются тревожность, беспокойство, ухудшается внимание. Происходит нарушение познавательных процессов. Иногда он может стать плаксивым, шумным или, наоборот, «шелковым» - это тоже проявление стресса.

Проверяя, как идет привыкание первоклассников в школе, мы, психологи, нередко наблюдали недавно появившиеся тики, подергивания мышц у детей…

Родителям следует также понаблюдать, как их первоклашка вступает в контакт с учителями и другими учениками. При этом следует учитывать, что реакция на сложности и стрессы у ребенка может быть отсроченной. Он прекрасно справился со сложной ситуацией, казался спокойным и уверенным, а через несколько часов может вдруг без видимой причины стать капризным, раздражительным. В сентябре новизна впечатлений может не дать проявиться наличию проблем. Но к ноябрю может наступить так называемая осенняя депрессия, ребенок понимает, что школа - это навсегда, что он утратил свободу выбора занятий и должен делать не то, что ему хочется, а то, что надо. Это может переживаться очень остро. Дома по утрам начинаются капризы: спать хочется, чай горячий, живот болит…

- «АиФ в Иванове»: Если родители заметили, что с их малышом что-то не так, что они должны делать?

- М.Р.: С такими вопросами ко мне нередко обращаются родители, приходящие на консультации. Прежде всего, я рекомендую увеличить поддержку дома. Постараться в этот период не наказывать детей. Это не значит, что можно позволять ребенку делать все, что угодно. Но вместо наказания лучше обозначить санкции: ты сегодня устал, у тебя плохое настроение, поэтому ты так шумишь, чтобы ты успокоился, пойдем, погуляем вместе…

Не рекомендуется настойчиво расспрашивать ребенка о том, что было в школе сразу же, как он пришел. Лучше подождать, когда ребенок расскажет сам, внимательно прислушиваться к тому, что он говорит, и попытаться составить целостную картину по отрывочным впечатлениям малыша.

В ходе беседы необходимо давать установку на то, что все будет хорошо, ориентировать ребенка на то, что с помощью близких он справится с ситуацией.

Если у ребенка что-то не получается в школе, родители должны продумать, как следует разговаривать с малышом. Ведь зачастую сказанные родителем в запале слова бессознательно усваиваются вашим первоклашкой и остаются с ним на всю жизнь, влияя на само­оценку. В этом возрасте ребенок еще не дифференцирует общую оценку себя от оценки его работы, как происходит в более старшем возрасте. Например, если даже вы скажете, что ты плохо написал (а не ты плохой), то ваш ребенок все равно воспримет это как то, что плохой он. Поэтому лучше словесно отделять неудачу от ребенка, говоря, например: Что-то тебя сегодня буковки не слушаются…».

В Иванове сейчас наблюдается такая тенденция - ребенок должен хорошо учиться, посещать несколько кружков и секций, занимать места и получать медали. А это иногда приводит к перегрузкам и, как следствие, срывам. Лучше просто любить своего ребенка, воспринимая таким, какой он есть, и поддерживать надежными семейными отношениями.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах