Примерное время чтения: 8 минут
105

Гарантия опасности. Транспортник - о рынке такси и незащищённых пассажирах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. 'АиФ в Иванове' 11/10/2017

Вход свободный

Татьяна Баланцева: - Роман Владимирович, на днях вызвала такси. Приехал вчерашний школьник: права, наверное, только получил. Кто сегодня работает в такси?

Роман Круглов: - Доступ открыт всем, теперь это свободная профессия. Отсюда и все проблемы. Этот рынок заполонили непрофессиональные водители. Многие люди, у кого есть машина и водительское удостоверение, так или иначе подумывают о подработке в такси. Они занимаются извозом в свободное от основной работы время, в выходные дни. Это помогает пополнить семейный бюджет. Безусловно, у многих нет опыта. Сколько раз замечал: приезжает таксист, а на заднем стекле его автомобиля наклейка «Восклицательный знак». То есть стаж его вождения меньше трёх лет. Контроль за водительским составом службы такси почти не ведут. Часто бывает, что водитель устраивается на работу один, а по факту людей возит совершенно другой человек. Никто это не проверяет и не интересуется до того момента, пока не случится что-то из ряда вон выходящее. Например, серьёзное ДТП. 

Т.Б.: - А остались ли в Иванове таксопарки, где априори порядка должно быть больше? 

Р.К.: - Их содержать невыгодно, сейчас это равносильно самоубийству. Поэтому в Иванове их не осталось. Я говорю о компаниях, имеющих полный цикл производства, начиная от приёма заказов и заканчивая моментом их выполнения. При этом такая организация имеет собственный парк автомобилей, нанимает официально на работу водителей, которые проходят предрейсовый медицинский осмотр, автомобиль - технический осмотр, есть собственная диспетчерская, принимающая и обрабатывающая заказы и передающая их своим штатным сотрудникам. Сегодня работают так называемые службы заказа такси. Их деятельность построена на продаже информации сторонним водителям, зачастую не имеющим разрешения на работу в такси. И никаких осмотров водители не проходят. При таких отношениях никто ни за что не отвечает. Безопасность пассажирам не гарантируют ни служба заказа такси, ни сам водитель.

Пункт назначения

Т.Б.: - Но ведь в пути может произойти всё, что угодно. И даже не обязательно по вине приехавшего на заказ водителя. С кого требовать компенсацию за нанесённый вред здоровью? Придётся ли доказывать, что авария случилась именно при поездке в машине такси? 

Р.К.: - Потребовать что-либо со служб заказа такси можно, но сложно что-то выиграть в судах. Сейчас, к примеру, идёт громкий процесс в Санкт-Петербурге. Девушка ехала в такси, попала по вине водителя в серьёзное ДТП, и чтобы поправить здоровье, ей пришлось продать квартиру. Сейчас она предъявила иск к службе заказа такси на 60 миллионов рублей. Это за моральный и материальный вред. В Ивановской области прецедентов, когда предъявитель получал возмещение от службы заказа такси, не было. Но ДТП случаются. И нередко. Иногда такие происшествия наносят серьёзный ущерб здоровью пассажиров. Были случаи, когда водитель, попавший в ДТП, вообще не имел права управлять автомобилем.

Т.Б.: - Судьба пассажира в руках других людей, зачастую неопытных, безответственных…

Р.К.: - Обезопасить себя в нынешней ситуации на 100% вообще никак невозможно. Даже если вы сделали заказ в известной службе, это не даёт абсолютно никаких гарантий безопасной поездки. Другой разговор - возмещение ущерба. У нас есть институт ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности водителя-виновника ДТП). Ваш ли водитель, или другой автомобилист виноват, в любом случае вы имеете право на возмещение по системе ОСАГО. К сожалению, выплаты страховых компаний не всегда полностью покрывают тот ущерб, который нанесён пассажирам, их здоровью и имуществу. В этом случае, скорее всего, придётся обращаться в судебные инстанции и с иском к водителю - виновнику ДТП (кого ГИБДД признает виновным). 

Т.Б.: - Как собрать доказательную базу? 

Р.К.: - Это несложно. Если вы заказываете такси через мобильное приложение, значит, у вас сохраняется история заказа, история ваших поездок. Делайте скрин-шоты, чтобы потом предоставить их в суд. Если есть запись переговоров на мобильном устройстве, её вы тоже можете предоставить. На усмотрение суда принять эту запись или нет (она запрещена без предупреждения об этом другого абонента). Поэтому суд может отказать в приобщении её к делу. Но использовать все доказательства, которые у вас есть, - это не только ваше право, но и обязанность как участника судебного процесса.

Воля случая

Т.Б.: - Расскажите об особенностях перевозки юных пассажиров. 

Р.К.: - Это возможно только с применением детских удерживающих устройств, что прописано в правилах дорожного движения. Но здесь государство сталкивает лбами водителей и пассажиров. Таксист не может возить с собой два-три детских кресла. Они займут всё пространство в машине. Поэтому требовать от таксиста, чтобы он имел три автокресла, нереально. Часто по требованию клиентов, чтобы не начался конфликт, водители нарушают правила, везут детей без автокресла. Но это чревато не только штрафом ГИБДД в три тысячи рублей, но и серьёзными травмами в случае аварии. 

Досье
Роман Круглов. Председатель межрегионального транспортного профсоюза, член Общественной палаты Ивановской области. Родился в 1976 году в Иванове. Военную службу проходил в Северо-Кавказском военном округе, ветеран боевых действий. Награждён благодарностью Главнокомандующего ВС РФ. Женат, воспитывает двоих детей.

Т.Б.: - Что делать, если пассажир почувствовал запах алкоголя в машине? Как поступить, если таксист нервно едет? Вызвать другого водителя?

Р.К.: - Не рискуйте. Почувствовали запах алкоголя, прервите поездку: попросите водителя остановиться и рассчитайтесь с ним по факту. И обязательно сообщите в службу такси и в ГИБДД. Прервать поездку я рекомендую и в случае, когда водитель превышает скорость и резко тормозит, постоянно перестраивается из ряда в ряд, лавирует между машинами. Даже если вы опаздываете, безопасность превыше всего. 

Т.Б.: - Такое решение водителю может не понравиться, начнётся конфликт. 

Р.К.: - Разногласия будут всегда, пока люди взаимодействуют с людьми. Проявите терпение, искусство медиации (умения убеждать). Финансы - самая частая причина конфликтов. Бывает, клиент не хочет платить, решив, что его обсчитали, а проезд обошёлся слишком дорого. Бывает, водитель не даёт сдачу - не имеет её или не хочет. Лучше не начинать ссору в машине: неизвестно, чем она может закончиться. Были и драки. Так что нужно выйти из машины и позвонить диспетчеру такси.

Т.Б.: - Роман Владимирович, расскажите об особенностях ценовой политики в сфере такси.

Р.К.: - На самом деле такси сейчас более чем доступно, так как цены скатились на уровень 2004-2006 годов! А бензин за это время подорожал в 2,5 раза. Плюс амортизация. Цены искусственно снижают новые компании, которые приходят на рынок. Низкие цены держатся только за счёт доплат. Водителю платит пассажир, а часть за каждый заказ доплачивает компания. Это делается для того, чтобы убить местный рынок, закрепиться в регионе. Но, как показывает практика других регионов, куда компании заходили раньше, доплаты отменяют, и компании становятся в невыгодном положении с другими службами заказа такси, которые не вводили для водителей никаких компенсаций.

Т.Б.: - Ваши прогнозы: что будет с такси в ближайшие несколько лет? 

- Уровень обслуживания в ивановском такси оставляет желать лучшего. Автомобили, которые используют в качестве машин такси, часто изношены, водители не профессиональны. Позитивные моменты здесь увидеть сложно. О каких-то перспективах по развитию говорить сложно, потому что пока всё плачевно. Качественного такси в Иванове нет. А это значит, что любая поездка на такси - это воля случая. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах