Ласковые лучи солнца светят в лицо, превращаясь в тёплое свечение софитов олимпийского зала в Мюнхене. Приглашается Николай Андрианов! 20-летний гимнаст собран и уверен, ведь рядом - главная поддержка и опора - тренер Николай Григорьевич Толкачёв, воспитавший его, как сына. Зал пустеет, софиты гаснут - «золото» наше…
Их неразлучный тандем был завистью многих, о новаторской методике Николая Толкачёва сплетничали за спиной, их пытались разлучить, но они всё равно остались вместе - два Николая, два гения гимнастики. О хитросплетениях судеб мастера и ученика рассказал нашему корреспонденту Владимир ШУВАЛ, автор книги «Триумф провинциального тренера», которая только что увидела свет.
Незаслуженно забытый
Саша Линни, vlad.aif: - В книге вы разрушаете стереотип непричастности тренера к победам учеников?
Владимир Шувал: - Бытует мнение, что если побеждает спортсмен - это его заслуга, а если проигрывает - виноват тренер. Доля заслуг Андрианова в своих победах велика. За 16 лет занятий спортом он стал виртуозом гимнастики. Но если оценить труд, который вложил в него тренер, это соотношение 40 на 60. То, что сделал Толкачёв, не удалось повторить ни одному тренеру в мире!
С.Л.: - На чём основаны материалы для книги?
В.Ш.: - В середине 70-х годов меня назначили директором областной детско-юношеской спортивной школы. По совпадению мне достался бывший кабинет Николая Толкачёва. У меня есть его дневник 1975-1977 годов и личные записи, которые передала его жена - Любовь Николаевна. Есть письма, графики учебно-тренировочного процесса, удостоверения, грамоты. Я изучил газету «Советский спорт» за 1952-1984 годы, встречался с Толкачёвым и его воспитанниками.
Цена таланта
С.Л.: - Мало кто знает биографию выдающегося тренера. Откуда он родом, что повлияло на становление его личности?
В.Ш.: - Николай Григорьевич Толкачёв родился 25 октября 1921 года в посёлке Ишим Тюменской области. Его мать стала инвалидом из-за несчастного случая - рука случайно попала на фабрике в ткацкий станок. Коля в 8 лет стал главным мужчиной в семье. Кроме матери-инвалида на плечах мальчика оказались братик Валентин и сестрёнка Галина. Родной брат матери помог семье Толкачёвых перебраться в городок Усть-Ишим Омской области. В стране царил голод, приходилось туго. Но дети не бросили учёбу. Худенький паренёк со взрослым отношением к жизни вызывал уважение у односельчан. Закончив школу с медалью, Николай поступил в Омское лётное училище. Учился на отлично, выделяясь среди сокурсников на практических занятиях. Такой успех нравился не всем, появились завистники.
С.Л.: - Завистники появлялись на протяжении всей жизни Николая Толкачёва. Повлияло ли это на его судьбу?
В.Ш.: - Безусловно, повлияло. Доносчики чуть не сломали ему жизнь. В 1942 году, после тренировочных полётов, перед сном будущие лётчики разговорились на военные темы, речь зашла о самостоятельных полётах. Кто-то из курсантов ляпнул, что без инструкторов их считают «слепыми котятами». Дёрнуло же тогда Николая заключить пари на вылет без инструктора! Никакие уговоры не помогли. Он взлетел за гражданским самолётом, чтобы остаться незамеченным. Минут через 20 бесшумно спланировал на аэродром и, довольный, вернулся к товарищам. Но там его уже ждал офицер особого отдела с двумя автоматчиками. Толкачёва исключили из партии и отчислили из училища. Через 3 дня молодой военлёт оказался на фронте в составе штрафной воздушной эскадрильи. Его штурманом был родственник Вольфа Мессинга. В марте 1943 года за героизм и мужество Толкачёва перевели в «обычную» боевую часть. Победу Толкачёв встретил в Польше. За подвиги в годы войны награждён орденами Славы и Красной Звезды.
С.Л.: - Когда проявился талант обучать?
В.Ш.: - После войны Толкачёв поступил в столичный институт физкультуры. В Норильске 10 лет работал завучем спортивной школы и тренером по спортивной гимнастике. Вёл дневники, делал подробные записи с важных соревнований, детально описывал технику исполнения упражнений. Так рождался выдающийся тренер.
Два Николая
С.Л.: - Говорят, Николай Толкачёв делал ставку на «трудных» мальчишек. Как произошла знаковая встреча?
В.Ш.: - Когда Толкачёвы переехали во Владимир, Николай Григорьевич набрал группу уличных мальчишек. Среди них оказался «Гаврош» - Коля Андрианов. Его мать работала на химзаводе, часто без выходных. Помимо Коли у неё были ещё 4 дочки - как тут за всем уследить. Жили бедно даже по тем временам. Многие говорят, что Николай Андрианов - безотцовщина. Это неправда! Его отец умер, когда мальчику было 7 лет. Колька старался увильнуть от домашних дел и уроков. Жил по законам улицы, в 10 лет пользовался авторитетом.
С.Л.: - Чем мальчик «зацепил» семью Толкачёвых?
В.Ш.: - Коля быстрее других запоминал элементы упражнений, выполнял их легко и непринуждённо. Тренер видел в нём большой потенциал. Неожиданно Коля заболел, его мать не могла следить за здоровьем сына из-за работы, да и семья была многодетная. Николай Григорьевич решил взять мальчика к себе, пока тот не выздоровеет, хотя сам жил тогда с семьёй в каморке при гимнастической школе, потом получил квартиру. Коля пришёл к Толкачёвым, да так и остался с ними жить. Николай Григорьевич взял под свой контроль учёбу воспитанника, делал с ним уроки, даже ходил на родительские собрания.
С.Л.: - Заслуга Николая Григорьевича велика, не дал мальчишке пропасть.
В.Ш.: - В этом-то и дело. Толкачёв заменил ему отца. Коля из дворового мальчишки превратился в сильного спортсмена. Николая заметили в спортивном мире. Он «положил на лопатки» самых титулованных спортсменов, в том числе и японских мастеров, державших монополию в спортивной гимнастике 16 лет.
С.Л.: - В чём триумф, как вы подчеркнули, провинциального тренера? К спортсменам с периферии относились неуважительно в столице?
В.Ш.: - Над провинциалами смеются зачастую, не рассматривают их как достойных соперников. Этот стереотип сломала команда Толкачёва. В 1970 году в Киеве на смотре-конкурсе сильнейших гимнастов СССР Николай Андрианов занял I место в вольных упражнениях и III место в упражнении на коне, а его товарищ по команде Константин Крупелёв стал победителем в упражнении на коне. Чемпион мира и Олимпийских игр Михаил Воронин был лишь вторым. Вот что значит триумф провинциального тренера. Прошёл год, Андрианов - чемпион Европы в вольных упражнениях, 1972 год - абсолютный чемпион СССР и обладатель Кубка СССР. Он опередил титулованных гимнастов - Воронина, Клименко. В 1971 году он вернулся с чемпионата Европы из Мадрида с двумя золотыми медалями и званием чемпиона Европы. А в 20 лет завоевал «золото» на дебютных Олимпийских играх.
Их нельзя разделять
С.Л.: - Взлёт неизвестного паренька из Владимира стал для многих неожиданным?
В.Ш.: - О его триумфе писали газеты всех стран, о русском городе Владимире в мире узнали благодаря Андрианову. С победы на чемпионате Европы в 1971 году началось триумфальное шествие Андрианова и Толкачёва по гимнастическим помостам мира. На их счету 3 Олимпиады! Андрианов - единственный спортсмен XX века, который 15 раз стоял на олимпийском пьедестале почёта. Единственный советский спортсмен, которому доверили произнести Клятву о честности участия в Олимпиаде-80 от имени всех участников Игр. Абсолютный Олимпийский чемпион и многократный чемпион мира, Европы и СССР, обладатель Кубка мира по спортивной гимнастике. Дважды занесён в Книгу рекордов Гиннесса. Признан лучшим гимнастом XX века.
С.Л.: - Что скрывало закулисье красных дорожек и лавровых венков?
В.Ш.: -За победами стоял титанический труд. За несколько дней до Олимпийских игр в Москве на тренировочном сборе Андрианов получил тяжёлую травму. Он наверняка знал, что это последняя его Олимпиада - возраст уже 28 лет, пора прощаться с большим спортом. Решил, что уйдет победителем, чего бы это ему ни стоило. Держался на обезболивающих уколах. «Серебро» в абсолютном первенстве - огромная победа спортсмена.
С.Л.: - Сейчас много разговоров о памятнике Николаю Андрианову. Как, на ваш взгляд, он должен выглядеть?
В.Ш.: - Я считаю, что нельзя отделять Андрианова от Толкачёва. Это как Минин и Пожарский. Без одного не было бы и другого. Обидно, что сейчас многие и не вспомнят, кто такой Николай Григорьевич Толкачёв. Если уж и ставить памятник- то им обоим, в единой скульптурной композиции, и не в сквере Андрианова, а рядом со спортшколой олимпийского резерва имени Толкачёва.