Ивановскому Герою Советского Союза 94 года

Фото: из архива Геннадия Яхнова

Рано утром 22 июня в небе над приграничным Брестом звучали первые выстрелы. Небольшие группы истребителей пытались остановить армады гитлеровских бомбардировщиков. В кабине одного из краснозвездных самолетов был младший лейтенант Геннадий Яхнов. Так началась для нашего земляка война.

   
   

Один - словно полк

- Летели мы в Брест, это уже было в 3.50 утра, - рассказывает Геннадий Михайлович. - А там уже шла артподготовка, немцы стреляли по нашим войскам, по Бресту, по крепости. В воздухе было две группы бомбардировщиков по 27 самолетов с прикрытием истребителей. Мы провели первый воздушный бой утром, 22 июня. А дальше пошло-поехало.

В том первом вылете он не одержал победы, а к вечеру в полку уже не осталось боевых машин. Свой первый самолет Геннадий Яхнов сбил через месяц, когда вернулся на фронт на новых истребителях ЛаГГ. Вот как он сам описывал тот боевой вылет: «Вечером снова был вылет. На этот раз мы с лейтенантом Беловым вновь обеспечивали прикрытие своего аэродрома и Вязьмы. Обстановку можно было назвать спокойной, и усталость взяла свое. В какой-то момент я задремал. Почти сразу очнувшись, определил, что самолет «штопорит» от потери скорости. Немедленно дал рули на вывод из «штопора» и боевым разворотом набрал высоту до четырех тысяч метров.

Теперь надо было оглядеться. К своему огорчению, Белова я не обнаружил. Зато правее и выше себя увидел разведчика немцев «До-17». Не раздумывая, я пошел на сближение с ним. Заметив это, фашистский летчик решил укрыться в пелене облаков. Но я продолжил преследование. После второй моей очереди противник перешел на пикирование. Я ждал, когда он выйдет из него, и тут же открыл огонь из всех точек. «Дорнье» задымил, перешел на бреющий полет. Между Сафоново и Дорогобужем он врезался в лес и развалился на части. Это был мой первый сбитый самолет».

В первые месяцы войны приходилось совершать по нескольку вылетов в день. За четыре месяца непрерывных боев полк был почти полностью обескровлен, нередко на задания отправлялись 1-2 самолета.

- Штаб учитывал полки, а не количество летчиков, - вспоминал о тех боях осени 1941 года Геннадий Михайлович. - Задач наставят, и летишь, представляя полк. Взлетаю один, а там 27 бомбардировщиков с шестью истребителями. А я прилетел в одиночестве.

Результатом того неравного боя был очередной сбитый «Юнкерс» и сорванный бомбовый удар.

   
   

От боя к бою росло мастерство летчика-истребителя Яхнова. В мае 1942 года на высоте 7000 метров им был сбит высотный разведчик, а сбитый им в сентябре «Дo-17» демонстрировался на выставке трофейной техники в Москве.

На боевом дежурстве, Северо-Западный фронт, 1942 год/Фото: из архива Геннадия Яхнова

Весь фронтовой путь летчик Яхнов прошел в 33-м истребительном полку. Из рядового летчика к победному маю 1945 вырос до командира полка. Полк этот боевую службу нес в системе противовоздушной обороны. Этим и объясняется относительно скромный боевой счет - 16 сбитых самолетов врага.

Полк Яхнова нес боевое дежурство на подступах к столице и в небе Горького, участвовал в боях в районе Демянска, охотился за транспортными самолетами, снабжавшими окруженную группировку врага. Позднее в задачу полка входила охрана и защита железнодорожных перевозок войск и военной техники в тылах Северо-Западного и Прибалтийского фронтов.

В апреле 1944 года майор Яхнов был представлен к званию Героя Советского Союза. К этому времени он совершил 518 боевых вылетов (из них 32 - ночью), провел 52 воздушных боя, в которых лично сбил 8 самолётов противника и 6 - в группе. 47 раз он летал на штурмовку наземных целей: сжег на земле более 10 вражеских бомбардировщиков, эшелон с горючим и боеприпасами, подавил огонь шести зенитно-артиллерийских батарей, уничтожил 17 автомашин с техникой и войсками. В августе 1944 года был подписан указ о присвоении ему высокого звания Героя.

Последний раз во фронтовое небо Геннадий Яхнов поднялся 8 мая 1945 года в Латвии. Летчики прикрывали штурмовиков, добивавших гитлеровскую группировку под Либавой. Всю войну судьба хранила летчика Яхнова. Находясь на фронте с первого до последнего дня, он ни разу не был сбит и серьезно ранен. В боевых условиях освоил несколько типов самолетов от отечественных «яков» до американских «киттихауков».

Летчиком стал с голодухи

Можно сказать, что в небо будущего героя привел случай. В 1935 году крестьянский паренек Гена Яхнов из деревни Фофаново (сейчас ее уже нет на карте) современного Южского района приехал в областной центр и поступил в Ивановский химико-технологический техникум. Школу рабочей молодежи он закончил в селе Хотимль, подался вместе с другом Павлом Шумиловым в город, чтобы продолжить путь к знаниям.

«Поначалу нам было очень трудно учиться в техникуме, - писал в своих воспоминаниях Геннадий Яхнов. - Общежитие переполнено, заниматься негде. Стипендия тридцать два рубля, а карточка в столовую стоила пятьдесят четыре. На помощь родителей рассчитывать не приходилось, они сами еле сводили концы с концами. Тогда мы с Павлом решили взять одну карточку в столовую на двоих. Один ходил в столовую завтракать и ужинать, другой - обедать. Сегодня он обедает, завтра - я. Похудели, конечно, но выжили. На товарной станции разгружали вагоны. Это помогало нам пополнить свой скудный бюджет. На летние каникулы уезжали к родителям, работали в колхозе, старались как можно больше заработать. Знали, что деньги в городе очень пригодятся».

В 1936 году Павел узнал, что в городе есть аэроклуб и туда принимают молодежь. Позвал с собой приятеля. Геннадий сначала сомневался: «Тяжело одновременно учиться в техникуме и в аэроклубе». Но теоретические занятия в аэроклубе проводили вечером, полеты были рано утром, так что по времени ребята укладывались.

- Павел сказал, что как только вылетим самостоятельно - дают ворошиловский завтрак, - рассказывает Геннадий Михайлович. - А что входит в завтрак? Он и говорит: «Для нас с тобою мечта: городская булка белая, сто граммов колбасы, пол-литра молока, сорок граммов сахара, сорок граммов сливочного масла. Мы обязаны в него записаться, иначе перестанем себя уважать...».

Весной 1936 года курсант Яхнов уже отрабатывал управление планером и, получив необходимые навыки, перешел к полетам. В августе того же года уже самостоятельно поднялся в небо на учебном самолете У-2. Техникум юноша так и не закончил, победило небо. В 1937 году он стал курсантом летного училища в Перми. Дальше - служба в истребительном полку в Белоруссии, где он и принял первый бой.

Секрет здоровья от героя

После войны полковник Яхнов продолжал службу в военной авиации, передавал фронтовой опыт молодым летчикам, и не только в родных Вооруженных Силах. С 1952 года был командирован в Болгарию, был военным советником при командующем авиацией. Наш земляк организовывал две истребительные дивизии, оснащенные реактивными самолетами Як-23. Вернувшись домой, командовал истребительной дивизией, сдал норматив летчика 1-го класса. Но в 1958 году был списан с летной работы, сказались фронтовые нагрузки и болезни. В том же году полковник Яхнов ушел в отставку.

Несколько лет жил в городе Жданов, ныне город Мариуполь Донецкой области Украины, работал на хозяйственных должностях. В 1978 году переехал в Рязань, где до выхода на пенсию работал в горжилуправлении. Активно занимался общественной деятельностью, большое внимание уделял военно-патриотическому воспитанию молодёжи. Более 12 лет возглавлял городской Совет ветеранов. За заслуги перед городом ему присвоено звание Почётного гражданина города Рязани.

Несмотря на свои 90 с лишним лет, Геннадий Михайлович полон сил и энергии и охотно делится секретом своего долголетия.

- Я не курю. Водкой не балуюсь. Выпиваю немножко, и то только по праздникам - говорит ветеран. - С едой не злоупотребляю. Я не знаю что такое грипп, что такое насморк. К врачам не хожу, нет нужды никакой.

Еще одним условием такого долголетия можно назвать счастливую семейную жизнь. С будущей супругой Елизаветой Геннадий Михайлович познакомился еще в 1935 году, когда поступал в техникум. Через пять лет они сыграли свадьбу и прожили в мире и согласии более 60 лет, воспитали сына и дочь.

Смотрите также: