Примерное время чтения: 7 минут
657

След Ивановской земли. Судьбы Героев Советского Союза

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. 'АиФ в Иванове' 24/04/2013
Федор Долгушин в 1942 году. Таким его могут помнить кинешемцы/Фото: Из личного архива

В мае 1946 года в областной газете «Рабочий край» был опубликован перечень земляков - Героев Советского Союза. Пятым в списке Кинешемского района отмечен Долгушин Федор Михайлович. Однако он не уроженец нашей области.

В Кинешме мы все переженились

Выпускник тульского аэроклуба Федор Долгушин в 1939 году окончил летное училище, стал летчиком истребителем. По воспоминаниям однополчан он «тонко чувствовал машину и, когда требовалось, решительно подчинял ее своей воле. Если на земле он иногда излишне суетился, мог вспылить, то в воздухе превращался в удивительно уравновешенного, расчетливого и хладнокровного бойца». В бой с фашистами вступил 26 июля 1941 года.

Ивановскому Герою Советского Союза 94 года >>>

Вот только один боевой эпизод. 30 ноября 1941 года в ходе боя был подбит один из наших МиГов, который спланировал на пустующий аэродром возле Клина, находившегося в тылу противника. Прикрывавший однополчанина младший лейтенант Долгушин увидел, что к лётному полю направились автомашины с солдатами противника, и приземлился рядом с подбитым самолетом. Летчик сбитого самолета взобрался в кабину к товарищу, и под запоздалые выстрелы «двухместный» МиГ-3 благополучно взлетел.

К январю 1942 года на счету лейтенанта Долгушина, как отмечено в наградном листе, хранящемся в фондах кинешемского краеведческого музея, было 185 боевых вылетов, в 29 воздушных боях он одержал 7 личных побед и 4 групповых. 5 мая 1942 года Федору Долгушину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Войну майор Долгушин окончил командиром истребительного полка. Всего за военные годы совершил около 500 боевых вылетов, в боях лично уничтожил 17 самолётов противника и 11 в группе. После Победы еще 30 лет служил в армии, окончил академию, ушел в отставку в звании генерал-лейтенанта. Жил в Москве. Биография героя-летчика хорошо известна и нигде там не упоминается Ивановская область. Причем же тут Кинешма? Ответ на этот вопрос удалось получить в телефонной беседе с Федором Михайловичем еще в начале 2010 года.

Умер последний владимирский герой-фронтовик Павел Маштаков >>>

- Мы в марте 1942 года получали в Кинешме новые самолеты - английские «Харрикейны», - вспоминал Федор Михайлович. - Все ребята молодые, после жестоких боев. А тут тихо, мирно, танцы. Вот почти все и переженились. Ну и я тоже. Я потом еще несколько раз приезжал в Кинешму, у меня там сын родился. Он и теперь живет в Иванове.

 

Яков Форзун. Снимок 1980-х годов/Фото: из личного архива

 

В военные годы в Кинешму шли письма, деньги на аттестат жене Героя. А семьи Героев были на особом счету у властей. Видимо поэтому летчик-герой и был включен в список наших земляков.

Хотелось бы еще поговорить с героем-фронтовиком, встретиться, послушать его воспоминания о Кинешме военных лет. Но, к сожалению, Федор Михайлович Долгушин ушел из жизни в июне 2011 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Светлая ему память.

Яша из Житомира

Мне случилось посмотреть фильм из документального сериала «Дороже золота». В серии о Герое Советского Союза Форзуне Якове Цалевиче я обратил внимание на фразу «…из фронтового госпиталя раненного солдата отправляют в тыловой, расположенный в городе Фурманов». В армию тракторист из пензенского колхоза Яков Форзун был призван в 1942 году и как специалист - направлен в танковое училище. Сам он был родом из Житомирской области. Боевое крещение получил на Курской дуге, был ранен. Вернувшись на фронт, отличился при форсировании реки Западная Двина в июне 1944 года. Вот как рассказывает о тех боях ветеран:

Имя ивановского героя забыто на родине >>>

- К нам в батальон пришел командир полка Дегтярев и стал вызывать добровольцев. Задачу добровольцам поставили: ночью скрытно переправиться на немецкий берег, пробраться в глубину их обороны, и незадолго до того момента, когда начнется переправа основных сил полка, ударить немцам в тыл, отвлечь огонь и внимание на себя. Вызвалось добровольно три человека: сержант Зайцев, Жилин, и я. Мы хорошо знали, на что идем, и что вряд ли останемся в живых...

Трое смельчаков переправились через реку, поставив пулемет на маленький плот. Туман помог незаметно высадиться на вражеский берег и бесшумно преодолеть две линии окопов. Пулеметчики заняли выгодную позицию, замаскировались и с рассветом открыли огонь. В том бою на плацдарме Яков Форзун вел огонь не только из пулемета, грантами подбил два танка. За этот подвиг и был представлен к званию Героя, в армейской газете о нем написали заметку. В одном из следующих боев он был тяжело ранен и направлен во фронтовой госпиталь, затем в тыловой - в Фурманов.

- Лежал в палате, и слушал, как «отдельные личности» смакуют «любимую тему тыловых крыс», - вспоминал ветеран. - Мол, «мы кровь проливаем, когда евреи по тылам прячутся». Меня они принимали за украинца, и поэтому говорили всю эту чушь в открытую. «Яша Форзун из Житомира» - для них это звучало как чисто украинские имя и фамилия. Меня эти слова сильно задевали и оскорбляли, но к таким разговорам, я, к моему великому сожалению, уже привык на фронте, но пока молчал, заранее зная что таких ничем переубедить нельзя.

В Фурмановском военкомате

Как-то Яков показал своему товарищу по палате эту заметку из газеты, а тот, не спрашивая, и ничего не говоря, написал письмо на имя Михаила Ивановича Калинина, в котором сообщил, что рядовой Форзун лежит в Фурмановском госпитале. В январе 1945 года, за несколько дней до выписки, Форзуна вызвал к себе начальник военкомата.

Воевавшему в ВОВ владимирцу присвоили звание героя только через 20 лет после Победы >>>

- Я захожу, сидит секретарь горкома партии Фурманова, начальник военкомата, начальник госпиталя, корреспонденты, - рассказывает Яков Цалевич. - Я думаю, что такое, куда я попал, что случилось. А меня все стали поздравлять, начальник госпиталя передает мне пакет. А внутри временное удостоверение Героя Советского Союза. В госпитале сразу собрали митинг, впервые среди раненых появился Герой Союза. Поздравляли, а потом попросили меня выступить перед ранеными бойцами и рассказать, за что получил Звезду. Стою на костылях перед ранеными и медперсоналом, и начинаю выступление следующими словами - «для тех, кто в палате заявлял, что евреи не воюют, хочу сообщить, я - еврей!».

На фронт Яков Форзун не вернулся. После выздоровления он был комиссован по тяжелому ранению, получил инвалидность второй группы. В феврале 1945 года в Кремле из рук Михаила Калинина получил высокие награды.

- Он меня поздравил, крепко пожал руку, сказал теплые слова. Я держу в руке коробочки с Золотой Звездой и с орденом Ленина, а там же еще полагалось вручить Грамоту Верховного совета, удостоверение Героя, пакет с бесплатными проездными документами на пять лет, и так далее. А я даже принять их не могу, я же на костылях. Подошел какой-то генерал и помог, - вспоминает Яков Цалевич.

Все послевоенные годы жил в родном Коростышеве Житомирской области. В 1990 году поддался на уговоры внуков и уехал с ними в Израиль. На границе отказался сдать «Золотую Звезду» и таможенники не стали связываться с ветераном. Сейчас единственный в Израиле Герой Советского Союза живет в городе Ор-Акива.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах