Об этом рассуждает участник ивановского регионального отделения Федерации Автовладельцев России Александр УМНИКОВ.
Карт-бланш
Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Александр Валентинович, не могу не поинтересоваться вашим мнением по поводу недавней нашумевшей истории с избиением на дороге инспектора ДПС сыном депутата.
Александр Умников: - Для меня в данном случае не играет роли - сын депутата он или нет. Самое страшное то, что на месте пострадавшего сотрудника ДПС мог быть каждый из нас, обычных автомобилистов. Каждый мог сделать замечание и в прямом смысле получить по голове. У меня была похожая ситуация - конфликт с боксером на дороге. Дело было больше года назад. Я стоял на пешеходном переходе. Автомобилист, сдавая задом по тротуару, выехал на этот переход и задел меня. Вместо того, чтобы извиниться, он выскочил из машины и профессиональным боксерским ударом свалил меня с ног. Причем произошло это на глазах сотрудников ГИБДД, которые были рядом. Суд длился год. И я не понаслышке знаю, что уйти от ответственности в данном случае, перевернув ситуацию, мол, сам упал и стукнулся, довольно просто. Это статьи частного обвинения, где у пострадавшего почти нет никаких прав.
Как бы прискорбно это не звучало, но недавний скандал просто аукнулся руководству ГИБДД и правоохранительным органам за их бездействие. Это не случайность, а закономерность.
Т.М.: - Получается, люди в погонах виноваты?
У.М.: - Я никогда не говорил и не скажу, что есть плохие инспектора. Но ГИБДД как система - слабое звено. Ведь прежнее поведение на дороге обвиняемого и раньше нельзя было назвать благоразумным. Этого нарушителя знал весь город. Более того, в социальных сетях, на встречах с представителями ГИБДД автомобилисты говорили, что нужно наказывать таких. Не прислушались чины в погонах. Это в итоге им и аукнулось. А сейчас общественность возмущена до предела. Население получило некий карт-бланш, начались открытые выступления на митингах, обсуждения в социальных сетях, обращения к столичным правоохранителям, президенту…
Ручной фильтр
Т.М.: - Александр, кто и как может бороться с агрессией и хамством на дорогах?
У.М.: - Я уверен, что любая агрессия на дороге может быть подавлена теми же правоохранительными органами. Мы помним 90-е годы. Тогда встреча с сотрудниками ГАИ была событием. Их боялись, уважали. А сейчас?
Т.М.: - А что случилось сейчас?
У.М.: - А сотрудников после резкого сокращения личного кадрового состава, произошедшего пару лет назад, просто не стало. И, как следствие, появилась эта безнаказанность. Сколько сотрудников Госавтоинспекции можно за день встретить в городе? Да-да, нет патрулирующих инспекторов, потому что все на оформлении аварий. А в чем первопричина аварий? Я считаю, что почти все аварии случаются из-за наглости одного из участников дорожного движения. Особенно это касается всех резонансных ДТП. А наглость откуда взялась? От безнаказанности!
Т.М.: -На помощь инспекторам ДПС пришла техника - камеры фото- и видеофиксации нарушений…
У.М.: - В последнее время мы часто стали говорить об этих камерах. Не спорю, возможно, это и есть неотвратимость наказания. Но камеры из автоматизированной системы фиксации нарушений превратились в автоматические. Причем с элементом ручной фильтрации.
На мой вопрос, адресованный руководству ГИБДД, выписываются ли штрафы за превышение скорости полицейским машинам, «скорой», пожарным, был получен следующий ответ. Если есть нарушение установленного скоростного режима автомобилем со спецсигналом (мигалкой), иными словами, когда машина спешит на какой-то экстренный вызов, то мы не выставляем штрафы. И тогда я понял, что есть возможность закрывать глаза на нарушения и владельцев автомобилей с красивыми номерами. Я думаю, вот такое попустительство в итоге и приводит к трагедиям на дороге.
Спасение жизней или сбор денег?
Т.М.: -И все же, видеофиксация - это XXI век…
У.М.: - Никто и не спорит. Просто мы должны определиться, что для нас важнее: безопасность дорожного движения или сбор штрафов за нарушение. Ведь Кодекс об административных правонарушениях служит для профилактики, а не для наказания. И видеокамеры, с моей точки зрения, нужны, чтобы автомобилист понял свою ошибку. А у нас что получается?
Из уст руководства ГИБДД часто звучит фраза: камеры окупились (ура!) или не окупились (увы!). Почему такой денежный подход? Власть вы или коммерсанты? Ведь если камеры убыточные, значит, никто не нарушает, значит, люди не травмируются и не гибнут. Это хорошо! А термин «окупаются» должен применяться в отношении спасенных человеческих жизней, по-моему.
Я несколько лет назад предлагал оборудовать все перекрестки в Иванове обычными камерами слежения. Это важный психологический момент. ФАР проводил опрос на эту тему. Водителям мы задавали вопрос: если вы будете знать, что вас снимают на видеокамеру, как вы будете себя вести? И большинство отвечали, что будут более аккуратными.
Более того, после очередных серий ДТП на перекрестках с центральной ивановской магистралью - улицей Лежневской, эта тема стала особенно актуальной. Аварии здесь происходят страшные. Один человек поворачивает по сигналу светофора, а второй едет непосредственно на запрещающий сигнал. Доказать чью-либо вину очень тяжело. И не у всех автомобилистов есть видеорегистраторы. Общее видеонаблюдение очень бы помогло.
Т.М.: - А есть, на ваш взгляд, что-то положительное в работе Госавтоинспекции?
У.М.: - Есть! Например, работа экипажа в воскресные часы пик. Вечером в воскресенье на въезде в город образуются довольно большие пробки. Причина их образования - сложный вопрос, который надо, безусловно решать. На Лежневской пробка растягивается от деревни Жуково до проспекта Текстильщиков. Наглые водители, для которых не существует всех остальных, едут по разделительной полосе. Их попытки вклиниться для проезда перекрестка создают аварийные ситуации и еще больше тормозят движение.
В последнее время именно по воскресеньям здесь дежурит наряд ДПС. И хорошо ребята работают! Останавливают нарушителя и предлагают съехать на обочину для оформления протокола. Причем встать на противоположную обочину. После оформления протокола нетерпеливый автомобилист встает в конец длиннющей очереди из машин. В данном случае для него потерянное таким образом время является большим наказанием, чем штраф в 500 рублей. А вот повышение штрафов, по-моему, это унижение человеческого достоинства.
Т.М.: - Почему вы так считаете?
Досье | |
---|---|
Александр УМНИКОВ, участник ивановского регионального отделения Федерации Автовладельцев России, член Общественного совета по контролю за расходованием средств из Дорожного фонда Ивановской области. Автомобилист с безаварийным 23-летним стажем. |
- У.М.: - Я опять за то, чтобы попытаться исключить возможность нарушения, а не бороться со следствием. Законодатели мотивируют ужесточение наказания тем, что участники движения будут бояться и нарушений не будет. Обычно в пример приводится ситуация с ремнями безопасности. Якобы после увеличения штрафов за непристегнутый ремень количество нарушителей колоссально уменьшилось. Я бы поставил именно такое утверждение под сомнение. Во-первых, большинство новых автомобилей сигнализируют о непристегнутых ремнях. Во-вторых, начались активные рейды по задержанию автомобилистов, игнорирующих ремни безопасности. Интересно, что когда штрафы за это правонарушение были несущественные, рейдов не было. Увеличили штрафы - выросло и число рейдов. Отсюда можно сделать вывод о том, что увеличение штрафов - это стимул, в первую очередь, для сотрудников ГИБДД, заставляющий их работать. Но никак не стимул для автомобилистов всегда пристегиваться.
Т.М.: - А вы бы что предложили?
- Пропаганду соблюдения правил. Но ведь вести беседу с нарушителем, объяснять, вразумлять - гораздо более трудоемкая и неблагодарная работа, чем, к примеру, выписать штраф. Не правда ли? И вот тут очень хочется вспомнить кадры из старого советского фильма «Инспектор ГАИ»: Главное в нашей работе - не штрафы, а предупреждение и воспитание водителей. Представьте себя на месте водителя. Допустил ты по неопытности незначительное нарушение - и сразу наказание. Это же грубая мера. А самое главное - неэффективная. Из тысячи водителей - один злостный нарушитель. И с ним - разговор особый. Нас должны уважать! Уважать, а не бояться.
Смотрите также:
- У каждого должен быть свой «стоп-сигнал». Как вести себя на дорогах →
- Права «про запас». Водительские удостоверения получают избранные →
- Принцип безопасности. Наши дороги - это смертельный риск →