Сельский «бизнес-кормилец». Крестьяне хотят, но не могут?

Вырезать поголовье скота - легко, только вот потом восполнить литры молока будет трудно. © / пресс-служба ФССП РФ

   
   

В условиях импортозамещения чиновники всё больше стали обращать внимание на проблемы фермеров, заговорили о хороших субсидиях и льготах. 

В многочисленных отчётах урожайность вдруг резко повысилась, надои выросли, крестьяне счастливы… Но так ли это на самом деле? О том, как сейчас живётся на селе, нам рассказал руководитель одного из животноводческих предприятий Суздальского района Олег ЯКИМОВ.

Нужна молодёжь

Владимир Меньшов, vlad.aif.ru: - Можно ли сказать, что «село» сейчас в упадке?

Олег Якимов: - В какой-то степени да, в этом отчасти виноват кризис, плюс ощущается нехватка кадров. Например, у меня в хозяйстве нет работников среднего возраста - только молодые и пожилые. Причём все «узкие» специалисты - пенсионного возраста. Если же говорить о молодёжи, то выпускники вузов приходят недостаточно подготовленными для работы в сельхозпредприятиях. Причём молодые люди, не имея большого опыта и стажа работы, претендуют сразу на комфортабельное жильё и высокую зарплату (около 35-50 тыс. рублей). У нас периодически  появляются толковые молодые специалисты, мы их учим, а они потом уходят от нас, получив необходимые знания и опыт работы.

В.М.: - Вы как-то боретесь с этой проблемой?

   
   

О.Я.: - Трудно бороться с человеком, если он захотел уйти. У нашего хозяйства много бонусов, например, мы предоставляем новым специалистам квартиры (либо подбираем варианты из жилфонда, либо покупаем новое жильё в складчину - наши деньги плюс районные или областные субсидии). Кстати, квартиры специалисты получают не «под честное слово». Мы заключаем договор, по которому сотрудник должен отработать на предприятии положенное время. Кроме этого, выделяем подъёмные деньги, обучаем работников даже за рубежом, например, наши ветеринарные врачи и зоотехники в прошлом году ездили на стажировку в Германию. Но даже такие «подарки» не могут удержать людей. Всё-таки «страда деревенская» - нелёгкий труд. Взять наши коровники: да, их не сравнишь с прежними, оставшимися в памяти с советских времён - хорошо оснащённые, автоматизированные, чистые.  Но… для коровушек, как в любые времена, не существует ни Нового года, ни 8 Марта, ни 1 Мая…  А значит, и для доярок, и животноводов, и зоотехников, и ветеринаров они бывают только тогда, когда животные подоены, сыты, здоровы и спокойны. То же и в поле. С ранней весны до поздней осени выходных практически нет. Не зря  мы считаемся зоной рискованного земледелия: не высохнем и не сгорим, так вымокнем или помёрзнем. Так что, только лови момент!  

В.М.: - Многие думают, что на селе ничего не изменилось с советских времён, что «крестьяне» бедствуют. Так ли это?

О.Я.: - Я не соглашусь с таким утверждением. Зарплаты у нас достойные, в сезон водители - механизаторы получают около 40 тыс. рублей, комбайнёры - 60-70 тыс. рублей. Трудятся не за копейки. Ещё хочется сказать, что труд на селе с советских времён очень изменился, стал намного легче. Например, мы до кризиса смогли модернизировать свой технопарк, купили хорошую иностранную технику. В современных тракторах стоят кондиционеры, музыкальная аппаратура, обеспечена хорошая шумоизоляция. Трактористы и комбайнёры работают в комфортных условиях в «машинах», требующих минимального обслуживания. Помимо этого, каждому работнику мы выдаём спецодежду, а комплексный обед обходится всего в 30 рублей. Во время полевых работ обеды доставляются на место работы.  

В.М.: - Охотно ли банки сейчас выдают кредиты?

О.Я.: - Вполне, но под большие проценты, даже если кредиты субсидированные. А если речь идёт о кредите на технику, то в залог придётся отдать и саму технику. Причём сумма залога должна превышать в 2-3 раза сумму кредита, плюс к расходам накладывается ещё и страховка. Банки-то никогда в убытке не останутся, а мы попадаем в финансовую «кабалу», поэтому стараемся брать кредиты только на самое необходимое, сто раз всё взвесив…

Где молоко?

В.М.: - Суздальский район всегда славился своим молоком. Сейчас его подвинули…

О.Я.: - Если раньше Суздальский район был одним из лучших по молоку, то сейчас он потерял свои позиции. Я думаю, что и власти в какой-то степени виноваты в этом, потому что здесь создали хозяйство-гигант «Старый двор». Изначально это предприятие было небольшим, потом к нему добавили коровники НИИСХ, затем Цибеево. Гигант-то создали, а вот хозяйство потеряло управляемость. Теперь это - банкрот: ни молока, ни прибыли, ни работы…

В.М.: - Говорят, молоко сейчас в магазинах разбавленное, вкусного и «настоящего» на прилавках практически нет. Куда же оно девается, ведь вы и другие хозяйства производят его немало? 

О.Я.: - Надо, вообще, посмотреть, сколько у нас производится молока в России и сколько его требуется. Наша страна постоянно борется с заболеваниями рогатого скота, например, с лейкозом. А как борется?- Просто вырезает поголовье… А это значит, что сокращается и количество молока. Чем его восполнять? - нечем. Покажу на примере - допустим, у нас есть корова, которая даёт нам с вами 10 л молока, а мы захотели получить 20 л.  Нам  либо надо ещё одну корову купить - примерно за 200 тыс. рублей (нам это не по карману, опять придётся кредит брать), либо самим вырастить тёлочку. Для этого надо осеменить корову, подождать 9 месяцев, когда родится тёлочка, потом будем кормить её 16 месяцев… Затем мы молодую корову осеменим и будем ждать ещё 9 месяцев, когда она растелится. Так вот, 20 литров мы увидим только через 3 года. Зарезать корову очень легко, только вот потом, чтобы нарастить объёмы молока, придётся попотеть. Вот и приходится переработчикам  «включать» всякие-разные технологии: высушивать, разбавлять, нормализовать, чтобы получить нужные для продажи объёмы… 

В.М.: - Почему «сетевики» задирают цены на «молочку»?

О.Я.: - Президент РФ Владимир ПУТИН сказал, что молоко должно всегда находиться в списке товаров первой необходимости. Отпускные цены мы - производители,  задирать не можем, поэтому у нас молоко покупают минимально дёшево, а вот что уже дальше делают сетевики - другой вопрос. Предположим, что себестоимость молока - 18 руб. за литр, а молокозаводы покупают по 22 рубля всего-навсего. Правда, многое зависит от самих сельхозпредприятий - чем качественнее молоко, тем выше цена на него. 

Постскриптум

В.М.: -  Что ещё беспокоит, кто мешает спокойно работать?

О.Я.: - Сейчас много ненужных, на мой взгляд, проверок. Нас много и часто «шерстят» всевозможные инспекции, «надзоры», прокуроры. Сами понимаете, что такое проверка - это эмоциональная нагрузка на людей, потеря времени, отвлечение от основных дел… Судите сами: за год - 3 прокурорские проверки, которые, правда, прошли благополучно, но нервов потрепали - будь здоров! 

Досье
Олег ЯКИМОВ родился в 1976 году в Ярославле. В 1997 году окончил Ивановскую Государственную сельскохозяйственную академию по специальности агрономия. С 2009 года возглавляет Племзавод «Нива» в Суздальском районе. Женат, двое детей.

В.М.: - Съедают ли налоги бюджет хозяйств?

О.Я.: - Ответ простой, сравните: я руковожу хозяйством 7 лет, в первые годы я платил 250 тыс. рублей общих налогов, а сейчас плачу по 700-800 тыс. рублей в месяц, это 10 млн рублей в год! Причём налоги повысили, то есть деньги исправно идут в «общую» казну, а вот изменений к лучшему никаких не произошло. Я как послушный налогоплательщик их не вижу: в деревне хороших дорог нет, клуб закрыт, детсад полуразрушенный, в общем, никакой инфраструктуры. Даже мусорных контейнеров нет:  местные жители мусор в пакетах ставят у обочины, собаки его растаскивают по всей округе… Хотя люди платят за вывоз мусора.

В.М.: - А земли хватает?

О.Я.: - С землёй тоже проблемы. Хотелось бы взять участки, построить новые коттеджи для специалистов, а приходится покупать какие-то «бэушные» дома, землю не дают. В 90-е кто-то нахватал земли, приватизировал, а теперь она бурьяном зарастает - ни домов нет, ни сельхозпредприятия использовать её не могут. Теперь землю надо выкупать через какие-то аукционы, переводить её из сельскохозяйственной в жилую - для нас это очень большая морока: время,  волокита, бюрократия, деньги…