Примерное время чтения: 8 минут
212

Во Владимире показали лучшие спектакли России

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. 'АиФ-Владимир' 03/10/2012

Время настало, и спустя два года Владимир снова стал одним из важных театральных центров страны. Двенадцать дней и вечеров на сценах Областного театра драмы и Театра кукол проходил «фестиваль фестивалей» «У золотых ворот».

– Театральные фестивали в большом количестве, даже с избытком, проходят по всей территории России. Часто бывает так: соседи провели – и руководитель региона думает, почему бы и нам не устроить. И очень часто фестивали, говоря по-русски, бессмысленные и беспощадные – когда собираются друзья и знакомые виновника, – говорит критик Александр ВИСЛОВ.

Фестиваль «У Золотых ворот» – он не такой. Одиннадцать постановок из десяти городов страны – все победители крупных театральных форумов, и даже неоднократные. Но, стоит заметить, все конкурсанты – представители провинции. По словам членов жюри, столичные мастера сцены стараются дистанцироваться от того, что происходит в театральной России.

На провинциальных фестивалях именитые москвичи присутствуют только в качестве гостей. И такой гость во Владимире был – «Малый театр» привёз постановку «Волки и овцы» по пьесе Островского. Этим спектаклем и открыли почти двухнедельный форум.

Классика по-новому

Классические пьесы – основа репертуара большинства российских театров. Вот и на фестивале торжествовали произведения, ставшие хрестоматийными. Чехов – наше театральное всё. Целых три спектакля фестиваля были поставлены по произведениям Антона Павловича. От Владимира – «Три сестры». Нижегородский театр драмы привёз «Дядю Ваню» с по-новому решёнными образами героев. Театр из Липецка показал «Страсти по Платонову» (по первой пьесе Чехова «Безотцовщина»). Этот спектакль отметился самым массовым исходом зрителей в антракте: не все выдержали не по-чеховски прямолинейные сцены соблазнения и мигание новогодних гирлянд на заднем плане.

«Ведогонь-театр» из подмосковного Зеленограда представил на суд жюри и публики свою версию «На дне» Горького. Калужский театр драмы привёз во Владимир «Плоды просвещения» по Льву Толстому – работу известного владимирцам режиссёра Александра Плетнёва (в нашем Театре драмы идут его постановки «Восемь любящих женщин» и «Дон Кихот»). Был и «Лес» Островского со здоровой порцией комизма, настоящими брёвнами в качестве декораций и даже появляющимися в одной из сцен «болгаркой» и бензопилой; и «Человек рассеянный» – по специально написанной для театра пьесе Натальи Скороход по стихам Маршака.

Одним из событий фестиваля стала постановка «Саня, Ваня, с ними Римас» Коми-Пермяцкого национального драматического театра. Жаль, но на этот спектакль было продано меньше всего билетов. Возможно, повлияла неизвестность пьесы и неведомое название маленького города, из которого приехал театр, – Кудымкар. История одной деревенской семьи, фоном для которой стала война, тронула сердца и пришедших зрителей, и критиков. Спектакль сразу же стал одним из фаворитов фестиваля.

Ну а, пожалуй, самый ожидаемый владимирцами спектакль – «Географ глобус пропил» омского «Пятого театра» – остался «на сладкое». Постановку активно рекламировало «сарафанное радио». В итоге, ко дню показа билетов уже не осталось. Впоследствии зрительские мнения были очень разными, но принимали омичей хорошо.

– На «родной» сцене прекрасно знаешь, в каких местах будет зрительская реакция, а в каких – нет. А на фестивале надо быть готовым ко всему, – говорит актёр Алексей ПОГОДАЕВ, исполнивший роль Будкина. – Во Владимире первый раз за три года существования спектакля в финале, когда ребята поют песню, стоя на плоту, были аплодисменты. И мы за кулисами, и сами ребята очень удивились. На обсуждении жюри отметило, и на сцене это тоже чувствовалось, как во время спектакля нарастал градус реакции зрителей – и это радостно.

Вообще, владимирские зрители могут собой гордиться – и те, кто стоял на сцене, и те, кто судил из зала, говорили о том, что здесь очень благодарная публика и тёплый приём.

Трудности судейства

Фестиваль, пожалуй, не имел бы такой зрелищности без элемента соревнования. И какие же конкурсы без судей? Жюри форума составили люди, которых трудно заподозрить в некомпетентности: член международной ассоциации театральных критиков Нина МАЗУР, критик, доцент РАТИ-ГИТИСа Александр Вислов, программный директор фестиваля Ольга СЕНАТОРОВА, заместитель художественного руководителя «Малого театра» Валерий ПОДГОРОДИНСКИЙ. Возглавила судейскую коллегию народная артистка России Евгения СИМОНОВА. Оценивать труд актёров и режиссёров ей пришлось впервые.

– Я, наверное, более дилетантски сужу, чем мои уважаемые коллеги, – рассказала Евгения Павловна. – Если я очень напрягусь, постараюсь, то смогу как-то обосновать свой выбор. Но больше основываюсь на ощущениях – включаюсь я в то, что происходит на сцене, или не включаюсь.

Для профессиональных критиков главной сложностью было не оценить увиденную постановку, а суметь донести свои замечания до труппы. Как известно, люди театра – амбициозные и ранимые, тем более, если их творения уже имели фестивальный успех.

– В моей практике всякое бывало. На меня кричали артисты, выбегали из зала для обсуждения – всё это было. Поэтому я с пониманием отношусь, – говорит Александр Вислов. – В последнее время такого не происходит – наверное, я стал мягче, стараюсь быть деликатнее. Тут важно не навредить: ты сказал – и уехал, а людям как-то играть этот спектакль дальше. Смысл в том, чтобы помочь, сделать корректировку, а не самоутвердиться за счёт артистов. Благо, на фестивале не было таких спектаклей, которым действительно, по большому счёту, надо «вломить», что тоже иногда бывает.

По признанию членов жюри, выбрать лучших было непросто. Даже несмотря на то, что в этот раз количество «Шапок Мономаха» увеличилось с одной до трёх.

Если на фестивале есть два-три действительно хороших спектакля, то это просто праздник. А здесь их ещё больше, – говорит программный директор фестиваля Ольга Сенаторова. К концу форума, по словам судей, определился круг из семи спектаклей-претендентов на награды. На итоговом заседании каждый член жюри расставил эти постановки на те или иные места. Кто чаще получал первое и второе места, тот и победил.

Лауреатов фестиваля огласили в пятницу вечером на церемонии закрытия. Судейской коллегии всё-таки удалось вымолить у дирекции театрального форума ещё один дополнительный приз – специальный диплом жюри, который был отдан театру «AD Liberum» из Петрозаводска за постановку «В ожидании Годо». Спектакль, снискавший наибольшую любовь зрителей, не стал сюрпризом – приз был отдан кудымкарской постановке «Саня, Ваня, с ними Римас». «Шапку Мономаха» третьей степени присудили спектаклю «Географ глобус пропил». «Серебряная» шапка досталась архангельской постановке «Лес»

Архангельцы "освежили" пьесу Островского./Фото:Александр Сухов

После того, как Евгения Симонова назвала победителя – спектакль «Три сестры» Владимирского театра драмы, зрители в зале разделились на два лагеря. Одни бурно радовались победе «своих», другие замерли в недоумении.

– «Три сестры», может, в целом и не плохой спектакль, но Гран-при он точно не заслужил, – считает одна из зрительниц фестиваля Елена ШАДРИНА. – Я разочарована таким решением жюри. Обидели много хороших спектаклей, которые, на мой взгляд, достойнее этой награды, чем владимирский. Те же «Плоды просвещения» и «На дне»…

По словам членов жюри, победителя выбирали честно. В течение фестиваля они не раз признавались, что попали под сильное впечатление от «Трёх сестёр».

Что впереди?

Кроме трёх «Шапок Мономаха», разъехавшихся в разные города, у фестиваля есть и более глобальные итоги. По словам организаторов, после форума уровень подготовленности владимирской публики заметно возрос. Этому во многом способствовали «Золотые лекции» о современном театре. На финальном «круглом столе» председатель областного отделения Союза театральных деятелей Николай ГОРОХОВ предложил в будущем расширить программу лекций. Критик Александр Вислов не раз высказывал мысль о том, что владимирскому фестивалю не хватает спектаклей «новой драмы» – хотя бы вне конкурса. Во время форума появилась и ещё одна идея – показать во Владимире участников театрального фестиваля в Ганновере, который представляет Нина Мазур. Переговоры уже идут. Каким же будет следующий, третий фестиваль «У Золотых ворот», мы увидим через два года – в сентябре олимпийского 2014-го.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах