В преддверии Дня театра мы решили оценить городскую театральную жизнь с режиссёром Владимиром ЛАПТЕВым, который в девяностые годы работал во Владимирском драмтеатре и возглавлял театр «Разгуляй», а сейчас успешно трудится на подмостках столичного «Театра Луны».
- Владимир Лаптев: Что всегда поражало меня в городе Владимире, при всей моей любви к нему, - ни в одном киоске никогда не купишь газету «Культура». Значит, она не востребована. Во Владимире есть несколько культурных центров: Филармония, Областной дом работников искусств, Колледж культуры и искусства, молодёжный театр – «Новая сцена». И, конечно, огромная роль отводится драматическому театру. Мне нравилось, что он некоторое время назад назывался «Театральным комплексом». Я сразу же вспомнил театр «Ванемуйне» в Тарту – там в одном помещении одновременно была опера, драма, балет, музыкальная комедия, детский театр, театр кукол. Я даже думал, что, может быть, Театральный комплекс – это хороший выход для города и области, «атомная точка» культуры.
На сегодняшний день во владимирском театре есть три проблемы – репертуарная (к сожалению, репертуар полушкольный, среднестатистический набор любого города), художественное руководство и пополнение труппы. Есть пустые места, которые надо бы заполнять.
«АиФ-Владимир»: Часто приходится слышать, что в театре драмы в основном комедии и мало серьезных спектаклей. Как вы думаете, почему так?
- В.Л.: Потому что руководство театра понимает, что на это ходить не будут. А для интеллектуальных спектаклей, для экспериментов существует Малый зал.
Театр – это тот же рынок, где должен быть выбор, а не нечто усреднённое. Казалось бы, «Три сестры» - мог бы быть спектаклем для ума? Неверняка. Можно его смотреть, но артисты «дежурят», они даже не понимают, что делают. Множество разнородных элементов. Хотя это красиво визуально. Или, например, «Евгений Онегин»: красиво, но – школьная программа, вот и всё, что я вынес из этого спектакля. «Король Лир» - уж куда мог бы быть интеллектуальным. Но они все холодные, лучше читать. По названиям-то – не придерешься. И на фестивали ездят. Но чтобы интеллектуальные люди ломились, в очереди стояли за билетами – по-моему, этого нет, к сожалению.
Есть ещё ниша, которая в театре не заполнена – подростковая. Детские спектакли есть, хотя их не так много. Для того чтобы воспитать публику, которая будет ходить в театр, необходима очень продуманная детская репертуарная политика, подростковая – особенно, потому что подростки, начиная с 12 до 16 лет, по дворам шатаются. Их силком ведут на «Евгения Онегина», на «Горе от ума», но они там ничего не понимают, потому что не читают. Мне кажется, за сезон необходимо делать не меньше двух детских спектаклей, не меньше двух подростковых, три комедии и один интеллектуальный.
- «АиФ-Владимир»: На сцене театра идут и спектакли с новым режиссёрским прочтением, претендующим на новаторство. Действительно ли они новаторские?
- В.Л.: Открытие в театре сегодня может быть только в одной области – в психологии человеческой, в интересных проявлениях. Режиссура – это всегда отбор выразительных средств, внешних и внутренних, потому что существует логика, драматургия, которая требует определённого решения в каждом конкретном спектакле. Часто смотришь спектакли – одинаковые все. К сожалению, новаторских спектаклей я давно не видел. Сейчас ведь в театрах везде пошлость, мат. Раздеться на сцене - это новация? Нет, уже все привыкли. Уже даже дети не реагируют.
- «АиФ-Владимир»: Как вы думаете, что бы такое сделать, чтобы театр драмы стал действительно культурным центром?
- В.Л.: В первую очередь, руководство культуры области должно объявить российский конкурс на замещение вакантной должности главного режиссёра театра, через постановку, независимо от возраста. При этом главный режиссёр должен получать достойную зарплату, он должен иметь государственную квартиру, которая, если он исчезает, должна оставаться для следующего главного режиссёра. Это должно быть обязательным условием. Надо иметь оппозиционные настроения в отношении к этому вопросу, иначе это не театр тогда, а помещение. Это единственный выход, я считаю. И на коллегии при губернаторе пусть обсуждают, нужен ли такой художественный руководитель, который «взорвёт» этот театр в хорошем творческом смысле, или будем существовать так дальше.
Театром должен всё-таки руководить режиссёр, человек, занимающийся непосредственно театральным делом. Если этого нет, то театр, к сожалению, приобретает черты среднестатистические.
Сейчас владимирский театр существует ровно настолько, насколько он может в современных экономических условиях. Я думаю, руководство делает всё возможное, чтобы театр развивался.
- «АиФ-Владимир»: Кроме театра драмы во Владимире есть и другие – «Разгуляй», например…
- В.Л.: Это мог бы быть потрясающий музыкальный театр. Я там давно не был, но то, что видел последнее – было связано со Святками или Масленицей, название, к сожалению, не помню - это было потрясающе. Этот спектакль, на мой взгляд, мог бы быть достоин даже «Золотой маски». Проблема в том, что «Разгуляй» расположен на отшибе. Его знают, потому что на троллейбусе написано: «Т-р «Разгуляй».
Кстати, Колледж культуры и искусства - вот там бывают эксперименты. Там пытаются – и всегда так было - какие-то разнонаправленные вещи делать, начиная от народного творчества, заканчивая профессиональным театром. Мне кажется, это мощный культурный центр области. Но тоже беда в расположении – ехать далеко. Представляете, что бы было, если бы колледж был рядом с театром! «Новая сцена» - может быть экспериментальной площадкой. Вообще, мне кажется, Владимир, будучи рядом с Москвой, может быть потрясающим театральным городом - как Паневежис в Литве, куда раньше весь Советский Союз ездил.