По периметру установлены сторожевые башни. Дома здесь также выложены из камней, стоит настоящая кузня с наковальнями и наковаленками. Здесь можно увидеть и даже потрогать руками ткацкие станы из прошлых столетий, старинную одежду, сундуки. А при желании можно самому попробовать соткать кусочек ткани, примерить старинную шаль или сарафан.
О жизни людей в музее-заповеднике, мы поговорили с директором этого интересного поселения Ларисой ОРЛОВОЙ.
Сохранить русскую культуру
«АиФ в Иванове»: Лариса Игоревна, музей-заповедник народного быта, расположенный в Ивановской области, действительно является единственным в России?
- Лариса Орлова: По крайней мере, ни о чем похожем мы не слышали и не читали в Интернете. В России есть несколько экопоселений, но они отличаются от созданного нами музея-заповедника. Люди, живущие там, пытаются жить жизнью предков. Наша же цель заключается в другом. Это сохранение и возрождение народной культуры. Поиски старинных вещей народного быта, восстановление технологий и возрождение ремесел, сбор старинных песен, сказаний, обрядов. Но для жителей музея-заповедника все это - не музейные экспонаты и не пылящиеся в шкафах записи. На основании собранного материала мы проводим старинные праздники, обыгрываем старинные обряды, по старинным рецептам готовим русские блюда.
«АиФ в Иванове»: Как же образовался этот музей-заповедник, и почему именно в Ивановской области? Кто проживает здесь?
- Л.О.Несколько человек, кому небезразлична судьба русской старины, познакомившись на научных семинарах и общаясь в Интернете, решили создать мирок, в котором можно было бы сохранить и передать последующим поколениям свои знания о русской культуре и дух русского народа. Для этих целей было решено приобрести территорию. Вариантов было несколько в различных регионах. Цены на землю в Ивановской области показались более приемлемыми. Около деревни Рогатино в Ивановском районе мы выкупили территорию бывшего пионерского лагеря, площадью 8 гектаров и начали обустраивать наш музей-заповедник народного быта. Все постройки создавались или реставрировались руками тех, кто поселился здесь.
Изначально в музее-заповеднике поселилось около 20 человек. В проекте приняли участие люди разных специальностей: от каменщиков и художников до преподавателей вузов.
Обряд вождения русалок в музее-заповеднике./Фото: АиФ
- «АиФ в Иванове»:Чем занимаются жители музея-заповедника, на какие средства живут?
Л.О.: Мы ездим в этнографические экспедиции. Если раньше мы собирали материал в других регионах, то в последнее время стали отдавать предпочтение Ивановскому краю. Здесь есть огромный пласт интереснейшего материала.
Где-то раз в месяц устраиваем семинары. Обычно они приурочены к традиционным у нас праздникам - летние «Зеленые святки», «Зимние святки», мартовский «Заклик весны» и осенний «Покров». На семинары приезжают люди из различных регионов. На семинарах наши гости обучаются различным ремеслам - кузнечному делу, ткачеству, изготовлению старинных поясов, биссероплетению, писанке, изготовлению народной тряпичный куклы (некоторым это может пригодиться при организации собственного дела). Мужчины могут пройти науку «любошных боев» (вид единоборств, существовавший когда-то в Верхневолжье). Для этого в заповеднике оборудованы спортивный зал и площадка в лесу со множеством различных приспособлений. Участники семинаров также слушают курсы лекций по различной тематике. Эти семинары - платные. Доходы от них - один из основных источников существования музея-заповедника.
Ивановцы любят ковать железо
- «АиФ в Иванове»: Как проходят ваши праздники?
Л.О.: На них съезжаются обычно по 300-500 человек. Гости принимают участие в старинных обрядах и играх. Особенность наших празднеств заключается в том, что в них обычно принимают участие люди, которые смотрят на это не только как на сценическое действие, а способные внутренне прожить это, те, кто духовно приобщен к русской старине.
Досье | |
---|---|
Лариса ОРЛОВА - директор музея-заповедника народного быта. Родилась в 1964 году в Свердловске. Окончила архитектурный институт по специальности архитектор. Работала в проектном институте, на Екатеринбургском заводе по обработке цветных металлов. В юности увлеклась русской народной культурой, ремеслами. В 2006 году приехала в музей-заповедник народного быта и устроилась здесь на работу. Стала руководителем Дома ремесел. Создала мастерские ткачества, писанки, народной куклы, вышивания. |
- «АиФ в Иванове»: Жители Ивановской области принимают участие в ваших семинарах и сценических праздниках? Вы как-то контактируете с местными властями, культурными организациями?
Л.О.: Давно и очень плотно. На наши праздники мы всегда приглашаем работников культуры. И нас приглашают на городские торжества, на которых мы проводим мастер-классы по различным ремеслам. К слову, они пользуются большой популярностью у жителей Ивановского региона. Когда мы привозим в Иваново нашу передвижную кузницу, от людей, которые хотят попробовать себя в кузнечном деле, нет отбоя. С большим удовольствием молотом орудуют и взрослые, и дети. Много зрителей и желающих попробовать скапливается и при проведении мастер-класса по резьбе мазыкской игрушки (игрушка вырубается топором). Наш музей-заповедник регулярно посещают и ивановские школьники. Они с удовольствием рассматривают экспонаты Дома ремесел, пробуют себя в ткачестве. Для них у нас разработана специальная программа по старинным народным играм.
- «АиФ в Иванове»: А иностранцы у вас бывают?
Л.О.: Мы сами участвуем, например, в международных фестивалях. На одной из московских выставок нас увидел представитель консульства России во Франции и пригласил на фестиваль народной культуры, традиционно проходящий во Франции. Французы с удовольствием играли вместе с нами в русские игры, участвовали в русских плясках, боролись на бревне, пели песни - и никакой иностранный язык не являлся преградой для общения.
- «АиФ в Иванове»:Вы упомянули о том, что в последнее время предпочитаете организовывать этнографические экспедиции по Ивановскому краю. Расскажите о последних находках.
Л.О.: Недавно мы ездили в этнографическую экспедицию в Пучежский район. В музей-заповедник народного быта попало несколько старинных платьев с легендой, что они якобы из Пучежа. Мы не могли полагаться на эти голословные сведения и поехали в экспедицию. В беседах с местными жителями мы узнавали, как одевались их предки. Из своих сундуков бабушки доставали для нас старинную одежду, оставшуюся еще от их прадедушек и прабабушек. Мы записывали их воспоминания, фотографировали.
Еще один из наших последних проектов-изысканий - это восстановление ивановского льняного полотна под названием «александрийка». В летописи 1858 года мы нашли сведения о том, что в Шуйском уезде ткали льняное полотно с таким названием - красного цвета в мелкую клетку. Мы решили восстановить «александрийку». Нам помогали сотрудники текстильной академии, музея имени Бурылина, департамента культуры. Пользуясь описаниями производства полотна, на своих ткацких станах мы восстановили эту ткань. А затем сшили из нее несколько женских, мужских и детских нарядов в русском стиле. Вообще, могу сказать, что Ивановский край - это настоящий кладезь старинной русской культуры.