Елена Васильевна более 20 лет обучает детей древнему искусству изображать прекрасное.
Не смогла уйти
- «АиФ-Владимир»: Елена Васильевна, вы дважды оставляли работу в школе, но через определенный промежуток времени возвращались в профессию. Учительская работа от себя не отпускает?
- Елена Баталова: Ругаю себя за малодушие. Два раза уходила из школы, от этого и педагогический стаж прервался. Мои ровесницы пенсию по выслуге лет получают, я вот ничего не «выслужила», хотя скоро 50 стукнет.
Пыталась заниматься коммерцией, но поняла, что это не моё. А когда не было возможности устроиться учителем (у нас в Камешкове школ – раз-два и обчелся), оператором котельной работала. Временно… Долгих пять лет тянулось это время! Помог случай. Встретила на улице своего бывшего преподавателя из художественной школы, он и попросил выручить – заменить его на три часика. И вот я уже лечу в класс как на крыльях. Такой эмоциональный подъем «новенькой» не мог остаться незамеченным. Директор школы предложила мне задержаться. И я с огромной радостью осталась. А с сентября получила ставку учителя и набирала собственный класс. Сама пишу обучающие программы для воспитанников, сама воплощаю их в жизнь. Результат труда – победы моих учеников на выставках разных уровней, в том числе на Всероссийских и международных.
Не зарыть талант в землю
- «АиФ-Владимир»: Когда лучше начинать учить детей рисованию?
- Е.Б.: Мы стали обучать детей с 4-5 лет, так как школьников приходит все меньше и меньше. Поначалу никто из педагогов не хотел возиться с детсадовской малышней. Я взялась и была поражена: насколько благодатный материал! Это чистые, открытые сердца, распахнутые навстречу искусству. Они научили меня смотреть на мир с удивлением и радостью. Работаю с детьми разных возрастов, в том числе готовлю абитуриентов к поступлению в профильные учебные заведения, но малыши с тех пор – моя самая любимая аудитория.
- «АиФ-Владимир»: Неужели они усваивают программу?
-Е.Б.: Как я уже упоминала, программы корректируются в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями. Наши дети – особенные, и главная задача – не убить врожденный талант натаскиванием.
Когда я работала в Московской области в Центре развития детей и юношества (был такой поворот в судьбе), я увидела там совершенно иной подход и, как следствие, совершенно других учеников.
Если все разжевать и в рот положить, можно выучить хорошего копировщика. Человек прекрасно овладеет техникой рисунка, живописными приемами, научится с фотографической точностью передавать схожесть. А если трудолюбив, то, тем более, далеко пойдет. Чистенько, красивенько, приятно глазу – многих это устраивает. В своей родной школе (я сама там получала первые уроки) больше вижу детей с «искрой Божией», чем где бы то ни было. У нас кладезь талантов.
Равняются на знаменитого земляка
- «АиФ-Владимир»: Подражают ли ваши воспитанники своему прославленному земляку – художнику Борису ФРАНЦУЗОВУ?
-Е.Б.: На работах нашего знаменитого камешковского художника мы воспитываем уже не одно поколение пейзажистов. В районном краеведческом музее ему отведена почетная роль. Много лет назад поняла, что если ребенку в душу запала красота родной природы, если детские впечатления яркие и запоминающиеся, - все это идет в копилку творческого потенциала личности. Художественное начало рождается из яркой вспышки. Например, дети всем классом поехали в областной театр кукол, и на кого-то одного декорации и костюмы произвели неизгладимое впечатление. Вернувшись домой, он непременно попытается изобразить нечто подобное.
В Москве я заметила, что среди детей, «обкормленных» развлечениями, процент проникшихся красотой искусства и того меньше. Чем больше пичкают родители свое чадо информацией, тем сложнее его удивить чем-либо. А удивление – начало познания. В воспитании ребенка важны две вещи: обратная связь и чувство меры.
- «АиФ-Владимир»: Выходит, неизбалованному деревенскому подростку прямая дорога в маститые художники?
-Е.Б.: Ах, если бы! А наша леность всеобщая? Она то и съедает творческую личность. Нередки случаи, когда искорка таланта гаснет из-за провинциальной неуверенности или банального безденежья. И тогда никому не известные леонардо да винчи вместо палитры держат в руках швабру или лопату.
Как правило, успеха добивались те из моих выпускников, кто после учебы уезжал из дома в большие города. Но надо быть осторожным: мегаполис не только открывает возможности, но и проверяет на прочность, на наличие духовно-нравственного стержня личности.
- «АиФ-Владимир»: И все же, существует ли тест на талантливость?
-Е.Б.: Все довольно просто. Ребенок, имеющий задатки художника, ЗНАЕТ САМ, как выполнить задание, и делает это, поражая всех своим нестандартным подходом. У него в голове несколько вариантов одного и того же сюжета. Подчеркиваю, беда в том, что не всегда ярко выраженные способности определяют дальнейший успех. Не зря есть выражение «зарыть талант в землю». Гению трудно сохранить свою гениальность. И мы, педагоги, делаем все возможное для того, чтобы духовно поддержать ребенка. Добро и зло, честь и бесчестие, малодушие и благородство – эти понятия красной нитью проходят на каждом занятии.
- «АиФ-Владимир»: Почему Вы сами не работаете как художница?
-Е.Б.: Человек искусства должен всецело принадлежать своей профессии. Нередко удел женщины-художницы - преподавательская деятельность. Это не обидно. Я счастлива тем, что ращу таланты. Конечно, когда выкраиваю время, пишу натюрморты, портреты. Для души.
Досье
Елена Васильевна Баталова родилась в Камешково Владимирской области 27 марта 1962 года. Закончила Юрьев-Польское педучилище и художественно-графический факультет Владимирского педагогического университета. В 1986 году вышла замуж и по распределению вуза уехала в деревню Конево Архангельской области. С рождением сына в 1987 году вернулась на малую родину.
Кстати
Камешковский район – родина выдающегося художника Бориса Французова. С 9 февраля по 12 марта в районе проходят дни памяти земляка. Приезжие и местные художники дают мастер-классы ученикам школы искусств, знакомятвсех желающих с азами изобразительного искусства.