О том, что 1 июля - День режиссёра, знают немногие, даже представители творческой элиты. Вот и Ирина впервые услышала о существовании своего профессионального праздника от корреспондента «АиФ-Владимир». И хотя наш разговор всё время «крутился» вокруг её работы в Детско-юношеском центре «Клуб», где она руководит детским театральным коллективом, говорили мы обо всём, что волнует сегодня каждого думающего россиянина.
В движении - к совершенству
О.Ш.:- Ирина, вы принадлежите к числу активных и неравнодушных людей. Что нужно делать, чтобы жизнь в нашей стране стала лучше?
И.Ф.: - Самосовершенствоваться. Я твёрдо убеждена, что каждому из нас на своём месте необходимо приложить усилия, сделать так, чтобы было комфортно и себе, и окружающим. Можно бесконечно сидеть и ругать государство, правительство, ненавидеть свою работу, но что от этого изменится? Не могу сказать, лучше других наша страна или хуже, с правительством не общалась, не знаю. Но вижу, что город стал чище, благоустроенней, в нём появились новые места для отдыха, и всё это органично сочетается с его многовековой историей и архитектурой. Мне это нравится, и хочется жить, работать. Жаль людей, которые тратят свою жизнь впустую, бесконечно ноют и впадают в депрессию. Надо искать, двигаться, идти вперёд. Не нравится работа - найди другую. Да, трудно, требуется много смелости и энергии, но без этого цели не достичь.
О.Ш.: - А вам часто приходилось что-то в жизни менять?
И.Ф.: - Мне и не приходилось, потому что я люблю всё то, чем занимаюсь. Это, прежде всего, работа по профессии. Мне повезло - я ещё в школе увлеклась театром (ходила в театральную студию) и, решив связать с ним всю свою жизнь, поступила в областной колледж культуры. Цели стать актрисой не было, и где-то к третьему курсу твёрдо знала, что стану режиссёром-педагогом-руководителем театрального детского самодеятельного коллектива. Именно в колледже под руководством великолепных педагогов я получила базовое профессиональное образование и продолжила его затем в Российском институте переподготовки работников культуры, искусства и туризма. Учёба в Москве дала не только высшее образование, но и бесценный опыт живого общения со знаменитыми деятелями театрального искусства. И вот уже 24 года с того дня, как набрала детей в свою первую студию, я реализую себя сразу во всех ролях - постановщика, сценариста, педагога, психолога, художника, хореографа, костюмера… Я ещё и мамой работаю. Наверное, потому, что считаю ребят, с которыми занимаюсь, за которых несу ответственность, своими детьми. Мы действительно живём одной семьёй. И так получается, что на работе я 24 часа в сутки. Сейчас в моей студии 4 группы - около 50 детей от 9 до 15 лет. Разные ребята, из разных семей, не всегда достаточно обеспеченных. Я не стараюсь воспитать из них великих актёров. Моя задача - заинтересовать детей, заразить их любовью к театру. У нас это называется «содержательный досуг», который, в конечном счёте, выливается в сознательный выбор дальнейшего пути. К концу 11 класса мои дети фактически получают предпрофессиональное образование. Каждый из них имеет шанс поступить в театральный вуз.
Побеждаем комплексы
О.Ш.: - Среди ваших выпускников уже есть режиссёры?
И.Ф.: - Одна моя выпускница сейчас руководит театральной студией в Оренбурге. Многие нашли себя в публичных профессиях, связанных с творчеством, - стали педагогами, филологами, журналистами. Именно занятия в театральной студии и участие в сценических постановках, работа с публикой, помогают ребятам победить «творческий зажим», природные комплексы. Вот приходит в студию какой-нибудь «троечник», который слабо учится не потому, что глуп или ленив, а потому что не может преодолеть в себе комплекс неудачника, отстающего. Но начинает заниматься - и превращается в общительного и уверенного в себе паренька. И «тройки» в дневнике уступают место «четвёркам».
О.Ш.: - По-прежнему ли актуальна сегодня в нашей области проблема занятости детей и молодёжи?
И.Ф.: - В последнее время у нас появилось много возможностей для организации досуга детей и подростков. Тенденция хорошая, но… Для реализации этих возможностей не хватает кадров. И это при том, что в области свой государственный университет, учреждения среднего профессионального образования, которые выпускают педагогов, в том числе дополнительного образования. Беда в том, что дипломированные выпускники трудятся где угодно, только не в системе образования и в сфере культуры. Молодые специалисты не хотят работать по профессии из-за низкой заработной платы, которую предлагает им за труд наше государство. И они по-своему правы. Что говорить о молодых, если ставка педагога высшей квалификации со стажем работы всего 9 тысяч рублей? Чтобы получать хотя бы 15 тысяч, он должен работать на 1,75 ставки. Но в неё ведь не входят обязанности по оформлению документации, подготовка к занятию или самоподготовка. У меня, к примеру, много времени тратится на выбор пьесы. Нужно много прочитать, чтобы найти подходящую по составу отдельной группы детей с учётом их возраста, количества мальчиков и девочек. К тому же, репертуар детских пьес невелик, а я ещё сознательно его суживаю - выбираю только сказки.
О.Ш.: - Почему?
И.Ф.: - Это так, но только отчасти. Считаю, что дети должны чувствовать себя максимально комфортно и свободно во время репетиций и на сцене. И никаких психологических травм! Поэтому я принципиальный противник участия детей в драматических спектаклях. Если пьеса о войне, например, то дети не должны проявлять в ней насилие друг над другом. К сожалению, ребёнку хватает проблем в жизни. Дома он поругался с мамой или не поладил с ребятами во дворе, ему и так тяжело, а тут ещё в спектакле его убивают. Нет, он должен получать удовольствие от занятий в театральной студии и приходить сюда снова и снова. К тому же, сказки доступным для детей образным языком учат их пониманию жизни - что такое добро и что такое зло. Сказки полезны не только детям. Взрослым порой не хватает детской непосредственности, открытости, любознательности и даже наивности. Сохранить в своей душе детство очень важно и нужно. Мне помогают в этом мои дети - и студийные, и родные сыновья. У нас сотрудничество и потрясающая взаимоотдача!
В стране чудес
О.Ш.: - Ваше увлечение куклами тоже из детства?
И.Ф.: - Безусловно. Однажды, ещё во времена тотального дефицита, мама сказала мне: «Хочешь новое платье - вот тебе ткань, садись и шей. Свитер? - вот нитки». Я взялась за дело, и с той поры не могу просто сидеть - руки должны быть заняты. Потребность в шитье отпала, а привычка что-то делать своими руками осталась. Начала мастерить куклы. Пробовала из папье-маше, потом перешла на ткани и нити. Работая с детьми над образами, стала создавать образы и в куклах. Долго искала «своё лицо», ведь я не художник. Копировала сначала, но постепенно появились мои собственные, хорошо узнаваемые сказочные герои и героини с широко открытыми глазами. Удивительно, но порой они рождаются как бы сами по себе, независимо от моего первоначального замысла. Теперь я точно знаю, что куклы - это живые существа, и, что самое удивительное, они находят своих хозяев и свои дома не только во Владимире, но и далеко за его пределами. Например, совсем недавно моя Принцесса на горошине уехала во Владивосток.
О.Ш.: - В чём, по-вашему, смысл жизни?
И.Ф.: - Совсем недавно этот же вопрос задал мне и моим студийцам один священник, отец Владимир, который проводит с ними беседы на разные темы. Когда он спросил о смысле жизни 9-11-летних мальчишек и девчонок, я подумала, что они ни за что не ответят. Но отец Владимир так ловко подвёл нас к ответу, что вместе мы вывели простую формулу - «смысл жизни в самой жизни». Вот ей я теперь и следую, просыпаясь по утрам, радуюсь каждому новому дню. И знаю, что только от меня зависит, каким он будет.