617

Ивановский дизайнер Ольга Зюзько рассказала о жизни свободного художника

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. 'АиФ в Иванове' 30/05/2012
Фото: АИФ

О том, какие проблемы стоят перед текстильной промышленностью, и как живется ивановскому художнику сегодня, мы поговорили с членом Союза дизайнеров России, Ольгой Зюзько.

«Свободное плавание»

- «Аиф в Иванове»: Расскажите, как вы стали художником?

Ольга Зюзько: Не могу сказать, что мечтала стать художником с детства, но тяга к прекрасному была всегда. В школе учителям совершенно не нравилось, как я рисую, несмотря на мои старания и стремления. Помимо школы занималась в художественном кружке при домоуправлении, во Дворце пионеров на улице Батурина и в художественной школе. После окончания школы поступила в Ивановский химико-технологический техникум (кстати, этот же техникум закончил Вячеслав Зайцев) и выучилась на художника - колориста по ткани. И только уже учась в техникуме, узнала, что у моего деда был родной брат, который работал декоратором драматического театра. Может быть, от него я и унаследовала художественный вкус. Потом всё пошло одно за другим. Долгое время работала художником-модельером в различных ателье города, после чего решила уйти «в свободное плавание». Занялась преподаванием и собственным творчеством. 

- «Аиф в Иванове»: Чем вы занимаетесь сейчас?

- О.З.: Занимаюсь всем. Рисую картины, создаю украшения из дерева, пластики, шелка, камней, делаю текстильные игрушки, увлекаюсь созданием кроков по ткани и батиком. Батиком я занимаюсь уже 14 лет, причём использую все пять видов: холодный, горячий, узелковый, акварельный и так называемый батик на ветру. В будущем хочу попробовать освоить валяние на шелке. А еще в моих планах познакомиться с гончарным кругом, хочется на нем что-то слепить. Недавно удалось задекорировать старый домашний сундучок, здорово получилось. Я не боюсь никакой работы, берусь за то, за что никогда не бралась. Очень много времени уходит на творчество, но оно доставляет мне огромное удовольствие. Вечерами я могу делать игрушки, а в выходные рисовать или наоборот. Художник всегда должен учиться чему-то новому, совершенствоваться и оттачивать свое мастерство.

- «Аиф в Иванове»: Что служит Вам вдохновением?

- О.З.: Вдохновением служит всё вокруг: природа, дети и студенты, с которыми я занимаюсь. Кстати, моя дочь Маша заканчивает Костромской университет имени Некрасова и во многом помогает мне, вместе мы работаем над кроками по ткани. А потом я очень люблю ходить на различные выставки, с удовольствием посещаю их в Москве и в Санкт-Петербурге. Из всех художников выделяю импрессионистов и авангардистов, они мне ближе по духу. Частенько идеи приходят и во сне, а иногда привычная вещь, увиденная мной на улице или дома, появляется в моих работах в виде образов и символов.

- «Аиф в Иванове»: Ваши работы индивидуальны и необычны. Одну и ту же вещь можно увидеть в абсолютно разных плоскостях. В одном и том же изделии может отразиться как прелестная райская птица, так и золотая рыбка. Яркость красок и размытость линий, очертаний настолько естественны, что, кажется, сама природа поработала над ними. И это позволяет находить каждому из нас в работах художника что-то своё. Скажите, у ивановских художников по ткани есть какие-то свои традиции?

- О.З.: Ивановский батик отличается от московского и других своим своеобразием композиции, насыщенным цветом и интересным сюжетом. Например, наши мастера по батику частенько используют сочетание цветов с геометрией. Главное в моей работе - чувствовать ткань, видеть цвет и воссоздать на шелке свое видение мира. Ведь из трёх красок уже можно создать шедевр. Жаль только, что сейчас большой дефицит художников по ткани. Они есть, но многие работают не по специальности и не передают свой навык следующему поколению.

Ширпотреб вытесняет искусство

- «Аиф в Иванове»: Как вы считаете, текстильная промышленность в Ивановской области – это наше прошлое или есть возможности и надежды на ее возрождение? И какова здесь роль художников по ткани?

- О.З.: Текстильная промышленность нашего края загублена. На месте фабрик, заводов, комбинатов сейчас торговые центры. Ситуация плачевная. У многих наших ивановских художников нет даже собственной мастерской, где они могли бы работать. Финансирование художников тоже уходит на второй план, я работаю преподавателем и зарабатываю чуть больше минимальной оплаты труды, которая сейчас составляет 4611 рублей. Раньше можно было закупать высококачественные ткани (хлопок, шелк, шерсть и другие) в соседних городах, теперь за ними надо ездить в далекие крупные города. Становится обидно и нестерпимо грустно от сложившейся ситуации. Сейчас много говорят о возможном возрождении текстильного края, но я не верю в это. Утраченное вернуть невозможно, нет искренне заинтересованных в этом людей. На рынке сейчас очень много ширпотреба, все производители (в целях экономии) сокращают использование того или иного материала, смешивая его с другими. От этого и качество продукции падает. 

Ручной труд убит большой промышленностью. Многие вещи ручной работы подаются в виде имитации. Их начинают штамповать с помощью машин. Так проще, легче и быстрее, но лучше ли?! Ведь когда создаёшь что-то руками, то вкладываешь душу, отдаешь частичку своего тепла, создаешь что-то по-настоящему неповторимое.

- «Аиф в Иванове»: У вас есть мечта?

- О.З.: Я очень люблю работать с детьми. С ними интересно вести диалог, учить их тому, что порой вызывает искреннюю радость. И я точно знаю, что в каждом ребенке заложены творческие способности, которые мы должны обязательно развивать. 

Дома у меня всегда кипит работа, там у меня мастерская. Многие называют мой дом музеем. Я мечтаю о собственной творческой мастерской и художественной школе, где бы я смогла давать мастер-классы и учить детей видеть прекрасное.

Порой становится так грустно, что вернуть прошлое нельзя, а строить его заново невозможно. А всё же, как хочется, чтобы Иваново снова стало текстильным центром, и художники не оставались без внимания властей. Ведь нам, в сущности, немного надо.

Досье

Ольга Зюзько - художник-колорист по ткани. Родилась в 1966 году, в Иванове. Образование средне-специальное. Участник персональных, городских, региональных выставок. В их числе выставка Уральской недели Текстиля и Моды (2004 г.). В копилке художницы грамота, посвященная 300-летию Санкт-Петербурга, за участие в выставке по росписи ткани (2003 г.). В 2009 году присвоено звание члена Союза дизайнеров России. В настоящее время работает в Ивановском колледже культуры преподавателем студии народного прикладного творчества «Радуга».

Справка

Батик – ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань - шелк, хлопок, шерсть, синтетику – наносится соответствующая ткани краска. Для получения четких границ на стыке красок используется специальный закрепитель (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе – в зависимости от выбранной техники, ткани и красок). Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии, Японии и др, в Европе – с XX века.

Крок – рисунок для печати на ткань, сделанный вручную или на компьютере. Используется для создания текстильного дизайна (например, в создании постельного белья). 

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Выбор профессии 2021
Самое интересное в регионах