Владимир, 27 декабря – АиФ-Владимир. Владимирский хлебокомбинат приступил к выпечке знаменитых немецких «штолленов».
При этом хлебопеки утверждают, что история продукта имеет чуть ли не русские корни.
Нет, конечно же, никто не собирается оспаривать у немцев право на то, что именно нетрадиционная немецкая рождественская выпечка называется «штоллен». Так же традиционно «штоллен» имеет и определенные начинки: изюм, цукаты, мак, орехи, марципан...
Но давайте заглянем в предысторию появления этой выпечки. Что является основой для штоллена? Правильно, дрожжевое тесто. Тайны его приготовления человечество освоило еще несколько тысяч лет тому назад. Но, пожалуй, что именно наши предки, славяне, уже в нынешнюю эру прославились на весь мир своей выпечкой, особенно пирогами и пирожками, приготовленными из дрожжевого теста.
В древней книге путешественника Адама Олеария сообщается: «Между прочим, у них (русских) имеется особый вид печенья, вроде паштета, или, скорее, пфапкухене, называемый ими "пирогом"; эти пироги величиною с клин масла, но несколько более и продолговаты. Они дают им начинку из мелко рубленной рыбы или мяса и луку и пекут их в коровьем, а в посту в растительном масле; вкус их не без приятности. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он имеет в виду хорошо его принять».
Так и напрашивается мысль о том, как, вдохновленные русскими пирогами, немцы и реализовали эту свою идею со «штолленом». Почему-то до XIV века (первая запись появилась в 1329 году) никакими «штолленами» в немецких землях и не пахло. Зато на Руси знаменитые русские пироги уже занимали на праздничном, да и не только на праздничном столе, свое достойное место. Вот и представим картину, моноголо-татарское иго ослабло. Потянулись купцы европейские на Русь-матушку. Объявились на улицах Владимира или Суздаля. Попробовали наш натур-продукт. И….
В XV веке о русском дрожжевом пироге вовсю уже говорили на немецком языке. Ах, ошибочка вышла, о «штоллене», конечно - дрезденском пироге. По вкусу он, кстати, сначала получился не очень. Готовили пирог перед Рождеством, примерно за три недели до праздника, то есть в пост. И «штоллен» был постным. Он пекся только из муки, дрожжей, воды и растительного масла.
В 1430 некие саксонцы Эрнст и Альбрехт обратились к Папе Римскому с просьбой позволить использовать сливочное масло вместо растительного для выпечки. На этот запрос был получен утвердительный ответ. Но только
для них. И прошло еще много лет, пока всем тоже не разрешили готовить тесто со сливочным маслом. Это разрешение опять-таки дал Папа Римский. Однако те, кто им пользовались, обязаны были платить каждый год дань церкви. И тут уже «штоллен» было не остановить. Он становился все вкуснее и известнее. Особенно пиарили его дрезденцы, навеки связав «штоллен» с именем города – дрезденский. В 1560 году перед Рождеством в Дрездене выпекли два «штоллена» весом по 18 кг каждый и длиной 1,5 метра. Они были подарены поварами курфюстру. В 1730 году, по желанию Августа Сильного, курфурста Саксонии и Короля Польши, испекли «штоллен», который весил 1800 килограмм. Для этого была построена специальная печь, а выпечкой занимались сто поваров. Для разрезания понадобился нож длиной 1,6 м. Но угощение было на славу! «Штоллен» попробовали 20 тысяч человек.
В настоящее время «штоллен» пекут во многих странах мира. Россия в этом плане особо не преуспевала. Но Владимирские хлебопеки задумали восстановить историческую справедливость.
- Мы, конечно, не собираемся соперничать с немецкими товарищами в плане торговой вывески продукта, - говорит директор службы маркетинга АО «Владимирский хлебокомбинат» Роман Антонов. - Надо отдать им должное – за несколько столетий их маркетинг поработал на славу. И во всем мире знают особенности приготовления выпечки из дрожжевого теста, которая называется «штоллен». Но доказать, что наш «штоллен» ничуть не хуже – это святая обязанность.
Так что же представляет из себя владимирский «штоллен»? Он, прежде всего, сообщили нам на Владимирском хлебокомбинате, содержит большее количество изюма и цукатов – 72,5 кг. (в Европе, как правило, 60 кг.) на 100 кг. муки. При этом, набор пряностей имеет особенную формулу, которая подбиралась на основе знаний и рецептов, полученных специалистами отдела RnD АО «Владимирский хлебокомбинат», как в Германии, так и в одном из древнейших городов России – Суздале. Вот оно – как говорится, круг замкнулся. Оказывается, в Суздале до сих пор, через столетия, хранят не только традиции приготовления медовухи и куличей, но и кексов… по «варяжскому» рецепту – с пряностями, изюмом и цукатами. Как говаривал Остап Бендер «пусть плюнет мне в лицо тот, кто скажет, что это» - не «штоллен». Хранители древних продовольственных секретов говорят, что эти рецепты известны еще со Средневековья, когда общение между шведами, немцами и Русью было достаточно бурным. Так, значит, все-таки они завезли нам рецепт, а не мы с ними поделились?
Впрочем, какая разница. Главное, что для владимирских любителей вкусно поесть (а разве у нас есть такие, кто не любит вкусно поесть?) открываются новые широкие возможности. А там, кто его знает. Владимирский хлебокомбинат уже приучил нас к тому, что замечательная его продукция покоряет не только регион, не только Россию, но и за рубежом бывает узнаваема. Так что, не исключено, что однажды жители того же Дрездена получат возможность познакомиться и попробовать на вкус выпечку, сделавшую их город знаменитым – «штоллен», приготовленный во Владимире. И владимирские хлебопеки не будут настаивать на том, чтобы назвать этот продукт каким-то иным именем…