Обитателям Думы - причём как депутатам, так и сотрудникам аппарата - положен довольно существенный объём приятных бонусов. Так, например, выходные в одном из подмосковных пансионатов обойдутся им всего лишь в 500 руб. в сутки плюс 350 руб. за обед. Притом что коммерческая цена такой услуги - от 6 тыс. руб. С таким же громадным дисконтом от коммерческой цены, как подтвердил «АиФ» один из думцев, можно уехать и на юга. Путёвки в санатории Управления делами Президента распределяют сначала среди депутатов. Рядовые аппаратчики тоже могут претендовать на место в подмосковной или черноморской здравнице, но по остаточному принципу. Если же здоровье в пансионатах поправить не удалось, обитателей Охотного Ряда ждут в поликлинике УДП и Центральной клинической больнице.
«В ЦКБ меня даже как-то оперировали, - рассказал «АиФ» действующий депутат Госдумы, представляющий один из регионов. - Так как своего жилья в столице нет, мне предоставили квартиру: двухкомнатную, 80 кв. метров. ЖКХ оплачиваю за свой счёт. Вместо квартиры можно снять ведомственный дом в ближайшем Подмосковье - за 50 тыс. руб.»
Сколько может добавиться к зарплате госслужащих после монетизации льгот (руб./месяц в среднем на человека по подсчётам «АиФ») |
|
---|---|
Высший уровень 4%, ок. 50 тыс. чел. - 580 000 Средний уровень 63%, ок. 600 тыс. чел. - 30 000 Младший уровень 33%, ок. 300 тыс. чел. - 8000 |
Дорого? Коммерческие цены на аренду домов в Подмосковье намного выше. Такой же дом для обычного россиянина будет стоить не меньше 150-200 тыс. руб. в месяц. С другой стороны, даже такие траты намного больше депутатской зарплаты. Или нет? «В декабре на руки получилось около 150 тыс. руб., - продолжает народный избранник. Но это было с премиями, в январе получилось около 130 тыс.».
Кроме того, депутаты пользуются безлимитной мобильной связью. На 2012 год Дума на услуги связи закладывала 143 млн руб. Народные избранники могут за бюджетный счёт останавливаться в дорогих гостиницах («можно жить и за 7 тыс. в сутки - никто слова не скажет»), по самым дорогим тарифам передвигаться по стране в бизнес-классе самолётов и самых дорогих вагонах поездов. В столице к их услугам думский автопарк.
Кстати, с недавних пор автотранспорт Госдуме предоставляет частная компания, отбираемая по конкурсу. В 2012 г. такой конкурс сразу на три года вперёд выиграла одна из «дочек» компании ГЕМА. Судя по конкурсной документации, за думской верхушкой - руководителями фракций, комитетов и т. д. - 115 автомобилей представительского класса типа «Ауди А8» закреплены персонально. То есть машины находятся в круглосуточном распоряжении думских начальников и обходятся бюджету в пересчёте на месяц в 350 тыс. руб. каждая. Рядовые депутаты могут пользоваться служебными «Шкода Суперб» в режиме такси. Каждая из них обходится бюджету в 300 тыс. руб. в месяц. Но в Думе говорят, что с гаражом можно «договориться» и, доплачивая водителю из своих, превратить такое «такси» в полноценный персональный транспорт.
«Но надо понимать, - говорит депутат, - что около 70% членов Госдумы живут не на зарплату, «совковыми» санаториями и клиниками не пользуются, предпочитая и отдыхать, и лечиться за границей. Имея «параллельный» бизнес, можно заработать совсем другие деньги, а не два «жалких» депутатских миллиона в год».
«Не ахти какой, конечно, гламур и сервис, не заграница, но раз дают - не отказываться же... - в свою очередь рассказала корреспонденту «АиФ» супруга одного из начальников департамента в «рядовом» министерстве. - Мама с детьми летом бесплатно провели месяц в ведомственном санатории. Бесплатную медстраховку удалось выбить и на меня, и на детей». В страховку, по её словам, входили госпитализация, стоматология, ну и вообще почти всё. К слову, стоимость полного страхового полиса может составлять до 500 тыс. руб. в год. «А ещё у мужа от министерства водитель с машиной - детей по школам развозит».
«К счастью, отдавать себя в руки врачей за последние годы пришлось лишь раз, - рассказал «АиФ» один из высокопоставленных чиновников, недавно ушедший из правительства. - Но я знал, что, например, в любой момент могу позвонить по заветному номеру и за мной приедет специальная «скорая», которая отвезёт меня не в обычную, а в «правильную» больницу - «Мичуринку», принадлежащую УДП. Персональная машина - само собой. Настоящая льгота - это возможность получить несколько миллионов рублей субсидии на улучшение жилищных условий (как и какие субсидии министерства и ведомства раздают своим сотрудникам, «АиФ» расскажет в одном из ближайших номеров - Ред.). Формальным окладом я даже не интересовался: на руки в месяц выходило около 120 тыс. руб. С премиями - около 3 млн в год. В Минфине министр одному из своих заместителей несколько лет назад, говорят, выписал годовую премию аж 8 млн рублей...»
А как за рубежом?
Чиновники выбивают себе льготы, общество возвращает зарвавшихся за красные флажки - этой «забавой» увлекаются, похоже, во многих странах. Так, зарплата немецкого министра на наши деньги - около 500 тыс. руб. в месяц (плюс доплаты). Она облагается подоходным налогом. Но «свободна» от отчислений в пенсионный фонд, хотя экс-министрам положена солидная по местным меркам пенсия - до 300 тыс. руб. в месяц. Медицина в ФРГ платная, чиновники «на свои» покупают медстраховку. Высокопоставленным положен служебный транспорт, но каждый факт использования его в личных целях - скандал. А вот в Британии министру транспорта под давлением граждан недавно и вовсе пришлось отказаться от персонального авто (которое обходилось бюджету - на наши деньги - в 400 тыс. руб. в месяц). На работу он теперь ездит на... электричке. Заодно вникает в проблемы общественного транспорта. Сенаторы в США (зарплата в пересчёте около 440 тыс. руб. в месяц) - как в недавнем прошлом российские депутаты - «гарцуют» на лимузинах с «блатными» номерами. Они, впрочем, нужны для заезда на парковку. А вот от полицейских, как у нас, не спасают... Ведомственных санаториев в Штатах нет, чиновникам в качестве бонуса положена базовая медстраховка. А вот американским послам с недавних пор ради экономии не оплачиваются перелёты в бизнес-классе.