В регион, терпящий бедствие, от нас выезжали сначала два сотрудника ГИМС - инспекции по маломерным судам, потом еще 10 человек, как рассказали очевидцы Максим ЕГОРОВ (старший госинспектор ГИМС) и Алексей ЛИСОВСКИЙ, старший группы спасателей, ездивших в Приамурье. Причём двое, которые отправились первыми, ещё не вернулись: работа продолжается.
– Наша команда везла с собой большой объем груза: 4 резиновые лодки и столько же моторов к ним, электростанцию, бензопилы, палатки и другое оборудование, - рассказывает Лисовский. - Поэтому перевозили нас к месту ЧС грузовым самолётом. На дорогу ушло дней 5-6, ведь такие группы формировались и в других регионах, и доставить всех на место было непросто.
Перелёт грузовым самолётом не оставил у наших спасателей впечатлений комфорта, но они были готовы и не к таким проблемам. Прибыли, по словам Алексея, в посёлок Вознесенское Амурского района Хабаровского края. Как вода подступала к населённым пунктам, не видели: к их приезду наводнение было уже в разгаре. Но досталось и нашим ребятам, хотя, по их словам, основной удар приняли на себя солдаты-срочники, «державшие оборону» с самого начала паводка. Наши спасатели тоже работали круглосуточно, сменяя друг друга – по 12 часов смена. Сам посёлок Вознесенское не особенно пострадал от паводка, а вот прилегающие деревни и сёла затопило, как говорится, по максимуму: вода поднялась на 8 метров!
- Километров 10-15 вдоль берега в ту и другую стороны были зоной нашей работы, - продолжает Лисовский. – Привозили жителям затопленных домов продукты, воду, медикаменты. Уговаривали уехать в безопасное место. Составляли акты, если люди категорически отказывались покидать дома. Понять людей можно: они живут рекой, сейчас как раз – сезон ловли рыбы.
А тех, кто соглашался уехать, переправляли в установленные места, где им оказывалась помощь. Ведь это были и больные, и беременные, и просто пожилые люди, которым стрессовая ситуация – не на пользу.
Нередко владимирским спасателям приходилось выезжать по звонку жителей, встревоженных судьбой кого-то из членов семьи, уехавших на лодке и не подающих о себе вестей. Разыскивали, оказывали помощь по мере сил. Сами работали все мокрые: высокие волны заливали и лодки спасателей. Благо, там было достаточно тепло – плюс 20 градусов. Искали, по просьбам жителей, и скот, ведь корова для каждой семьи – кормилица. Приходилось и Амур пересекать на лодке – напрямик до Амурска от Вознесенского – 12 км!
- За время, что мы там находились, - рассказывает старший инспектор ГИМС Максим Егоров, - уровень воды поднялся ещё на два метра, потом снизился на метр. Спасатели были практически единственным связующим звеном между жителями затопленных населённых пунктов и остальным миром. Так, Максим Вениаминович рассказал, что один из жителей, владелец полутора десятков коров, на момент разлива оказался с ними на сопке: поднялись ради спасения. И там оставались достаточно долго: человек не покинул животных в беде.
- Мы возили ему еду и питьевую воду, - рассказывает Егоров.
На сотню километров вдоль Амура то же самое делали для местных жителей сотрудники МЧС других регионов. Позже, уже в Комсомольске-на Амуре, владимирцы видели плавающие машины, тонущую спецтехнику.
Получат ли они какие-либо дополнительные выплаты? Вопрос об этом, похоже, несколько удивил спасателей, вернувшихся из зоны бедствия: не это было для них главным. Зато Приказом Министра по делам ГО и ЧС все они награждены медалями за участие в ликвидации последствий ЧС, Алексей Лисовский – за отличие.