- «АиФ-Владимир»: Пётр Николаевич, вы - профессиональный военный. Где вы служили?
- Петр Понасенко: Служил в ракетных войсках. Всю службу я практически провёл на командном пункте ракетного полка. Лифт опускал нас вниз на 12 этажей. Там мы и несли дежурство, ждали приказа на пуск ракет. Дежурство длилось по 3-4 суток. Мне удалось дважды пускать учебно-боевую ракету - проверяли, как ракета улетит из Саратовской области на Камчатку. Из всей дивизии такое делали только 15-20 человек. Один пуск был неудачным, а второй – доставил учебную боеголовку точно в цель. За этот пуск меня наградили орденом «За службу Родине». А за 18 лет несения службы в ракетных войсках - знаком «За несение боевых дежурств».
Спасатели с «дипломом»
- «АиФ-Владимир»: Чем занимается молодёжь в клубе «Спасатель», которым вы руководите? Кого от чего спасает?
- П. П. Во-первых, мы готовим спасателей-профессионалов. По сути – даём профессию. В этом смысле наш клуб по-своему уникален. Казалось бы, не образовательное учреждение, но мы после сдачи нашими ребятами обязательных экзаменов выдаём им документ о присвоении квалификации «спасатель». У клуба лицензии нет. Но преподаватели УМЦ, пожарные, сотрудники Поисково-спасательного отряда города, специалисты организации «Красный крест», медицинского колледжа, психологи, бесплатно проводят занятия с ребятами – теоретические и практические. Все эти организации имеют лицензии на образовательную деятельность. После усвоения программы первоначальной подготовки спасателей МЧС России, которая рассчитана на 286 часов, подаём документы в аттестационную комиссию, которую возглавляет заместитель губернатора. В этом году экзамены сдавали 6 человек: физическая и альпинистская подготовка, специальная подготовка (подъём плиты, расчистка завалов), надевание средств индивидуальной защиты, оказание первой помощи. Три девушки и три молодых человека справились со всеми заданиями успешно. Они получат удостоверение и «Книжку спасателя» и могут работать в поисково-спасательных отрядах (ПСО).
За 13 лет мы подготовили 87 человек. Из них 20 человек – работают в ПСО города и области, и лучшие из них аттестованы на спасателей 1, 2, 3 классов. Спасателей международного класса у нас пока нет: там очень серьёзные требования. Нужно знать два иностранных языка, иметь опыт участия в спасательных операциях за рубежом, но мы верим, они будут. Наши ребята дежурят в ПСО и выезжают на ДТП, водолазные работы, помогают в сложных бытовых ситуациях. Словом, участвуют во всех операциях, проводимых службами спасения. А одна наша девушка Юлия Павлова получила Благодарственное письмо от министерства спорта, туризма и молодёжной политики «За мужество и героизм, проявленные при ликвидации последствий стихийного бедствия». В 2011 году на озере Селигер ураганный ветер валил мощные деревья прямо на палаточный молодёжный лагерь. Наша Юля, работая инструктором, помогала спасать людей, оказывала им помощь. Думаю, что грамоты «за мужество и героизм» просто за «красивые глаза» не дают.
Вот такие симпатичные спасательницы состоят в клубе/ Фото: из личного архива П. Понасенко
Семиклассница спасла 15 домов
- «АиФ-Владимир»: Кто занимается в «Спасателе»?
- П. П. Студенты, учащиеся, школьники, рабочие и служащие: как правило, девушки и ребята от 17 до 28 лет. Но не только с ними мы ведём занятия. Мы пропагандируем знания по действиям в чрезвычайных ситуациях, возможных на территории нашей области, в детских садах, школах, загородных и городских детских лагерях, санаториях, лицеях, колледжах, университетах. Необходимо, чтобы, прежде всего, дети знали, как вести себя в опасной ситуации. Чтобы все знали номер телефона 112 – единой городской службы спасения. Каждый раз на занятиях (а за год мы охватываем около 2000 человек) рассказываем алгоритм действий: испугался – оцени, справишься ли сам, если нет – позвони спасателям, оповести по возможности всех о беде – спасайся сам.
- «АиФ-Владимир»: Насколько продуктивны такие занятия?
- П. П. Однажды весной, рано утром на пробежке, замечаю: на ближайшей улице горит сарай. Побежал к телефонной будке вызывать пожарных. Вижу, идёт милиционер. Говорю: «Свяжись по рации с пожарными, сарай горит!» - «А я уже позвонил…» - «Откуда узнал?» - «Девчонка какая-то сказала». Сарай пылает, мы стоим, ждем пожарных, к нам подходит та самая девочка: «Давайте всех будить в домах рядом с сараем!» Я, сотрудник гражданской обороны, не додумался, а она сообразила. Разбудили людей из соседних домов. Подъехали пожарные, всё потушили. Но сказали, что если бы вызов поступил на несколько минут позже, сгорели бы 15 домов. Так, семиклассница Аня Шишкова из 10-й школы получила грамоту от МЧС за правильные действия при пожаре. А когда я её спросил, откуда она знала, как надо действовать, ответила с улыбкой: «Так вы же нам сами об этом в школе рассказывали…» Вот и продуктивность. Дети лучше воспринимают такую информацию, чем взрослые. Лучше действуют в экстремальных ситуациях.
У страха велики «уши»…
- «АиФ-Владимир»: А со взрослыми приходится работать: обучать, разъяснять?
- П. П. Конечно. Взрослым приходится зачастую разъяснять, чего не нужно опасаться, основываясь на слухах и фобиях. К сожалению, время от времени в городе Владимире, да и в области, люди начинают бояться очагов повышенной радиоактивности. То есть, существует фобия радиации. Действительно, во Владимирской области есть места, которые были подвержены радиоактивному загрязнению. Это так называемый цех № 14 на Кольчугинском заводе. Там когда-то вырабатывали светосмеси на основе радия-226, наносили напыление на циферблаты часов и приборов. Цеха уже не существует. Там давно всё убрали, вывезли в Сергиев Посад, где работает предприятие «Радон». Загрязняющие вещества перерабатываются в плавильных печах по специальным технологиям, разливаются в формы, опускаются глубоко под землю, в безопасную зону.
Второе место – в Петушинском районе, это Вольгинское поле. В конце 70-х годов 4 га поля выделили учёным. Они засевали участки разными растениями и заражали специально различными радионуклидами. Исследовали, как радиация воздействует на рост растений. В конце 90-х годов деньги на исследования закончились. Поле осталось. На поле ежегодно выезжали экологи, специалисты: замеряли уровни радиации. На самом поле – он повышенный, рядом с полем – нормальный. С поля удалили определённый слой грунта и тоже увезли на комбинат рядом. Люди продолжают этого поля бояться.
Есть предупреждение: на поле ходить запрещено! Но, тем не менее, народ снёс ворота, сняли крышки с контейнеров, которые там были, приспособили в хозяйстве. Этого делать не стоит.
Во Владимире тоже есть места, которых люди опасаются. Это - бывшая свалка напротив стоянки Сунгирь, расположенная перед выездом в город. Туда сваливали отходы промышленные предприятия Владимира. Второе место – где расположен рынок «Факел». Это место опасности на данный момент не представляет. Радий-226 характерен тем, что испускает альфа-частицы. Альфа-частицы задерживаются листом бумаги. А на этом месте был насыпан слой земли в 40-50 см. Так что это не страшно: ни одна частица не проскочит. Опасности там никакой нет. Единственно, что там нельзя – копать.
А «страшные» слухи порождают небылицы. Одна наша взрослая слушательница возмущалась: «Что вы нам сказки рассказываете! У одной моей знакомой продавщицы с рынка «Факел» клок волос выпал!» Мы наглядно ей показали, что опасности нет, она сама разобралась и помчалась к подруге с разъяснениями. Та призналась, что клок волос у неё выпал от того, что муж взял её за локон, а она резко отдёрнула голову. Но версия про «радиацию» для обнародования ей показалась почему-то более красивой. Вот так и рождаются мифы. А мы в УМЦ всегда придерживаемся принципа и обращаемся к людям: если есть какие-то опасения, приходите к нам. Разберёмся вместе. Живите спокойно и счастливо!
Даже экзамены юные спасатели сдают в экстремальных условиях/ Фото: из личного архива П. Понасенко
Досье
Пётр Николаевич Понасенко родился в 1946 году на Кубани, в станице Чамлыкская. Окончил Ростовское высшее военно-командное инженерное училище имени маршала М.И. Неделина. Служил в ракетных войсках стратегического назначения в поселке Татищево-5 Саратовской области. Закончил Военную Академию имени Ф.Э.
Дзержинского (ныне Академия РВСН имени Петра Великого). Службу закончил в звании подполковника. Сейчас - старший преподаватель УМЦ по делам ГО и ЧС Владимирской области. Руководитель молодёжного клуба «Спасатель» с 1999 года. Женат. Имеет двоих взрослых сыновей, одну внучку.