Москвичей понять можно, ведь фермерская продукция – это экологически чистые овощи, в отличие от тех, что по дешевке поставляют нам зарубежные производители.
Что же мешает развитию в регионе фермерства? В обсуждении этого вопроса приняли участие, кроме членов Совета, представители департамента сельского хозяйства и продовольствия, активисты фермерского движения и другие заинтересованные лица.
По словам заместителя директора профильного департамента Александра Трутнева, в регионе действуют 130 крестьянско-фермерских хозяйств на территории в 9 тыс. га – и собственной, и арендованной земли. В будущем, по его словам, роль таких хозяйств, в принципе, должна возрасти, потому что селяне перестают держать скот. Однако сдерживает процесс негативный опыт старшего поколения фермеров: поддержка государства оказывается эффективна разве что для крупных фермерских хозяйств, а в перечне отрицательных факторов – высокие цены на энергоносители и технику, отсутствие заказа (а значит – и гарантированного спроса), дороговизна кредитов и т.д. Удивительно ли, что большинство фермерских хозяйств прекращают существование в течение первых двух лет?
Подборный анализ ситуации предложил собравшимся член Совета, руководитель общественной организации «Малая родина» Сергей Конин. Он обстоятельно изучил опыт фермерских хозяйств. И в результате возникли вполне естественные вопросы. Например, почему российская курица продается по цене 110 руб. за 1 кг, а турецкие огурцы – 130 руб. за кг?
Устранить подобные неувязки помогут, очевидно, предложенные общественниками меры: нужен заказ, нужна эффективная логистика (горючее по гарантированным ценам и т.д.), нужны специализированные сельхозкооперативы по сбыту фермерской продукции. Ведь в Китае, например, такие кооперативы закупают у фермеров всю их продукцию.