О том, как правильно подготовиться к встрече праздника и встретить Пасху, рассказал иеромонах Макарий (МАРКИШ), руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:
- Иеромонах Макарий: Самое главное при встрече любого праздника – это его восприятие человеком. Есть праздники государственные, есть личные, такие как день рождения. Праздник Пасхи – самый яркий пример церковного, религиозного праздника, и многие именно так его и воспринимают. Но праздник Пасхи должен быть именно личным праздником для каждого человека, как это ни странно может прозвучать, и если он является для человека именно таковым, то тогда он и встретит его правильно. Если праздник остается для человека «чьим-то», то это пустой формализм. Богослужения, храмы, красивые обычаи – это просто вспомогательные средства, некие «подпорки» и «подставки» для нас немощных.
- «АиФ в Иванове»: Правильно ли, в таком случае будет считать, что праздник должен быть в душе?
- Иеромонах Макарий: Нет, не совсем. Здесь должна быть неразрывная связь материального и духовного. Например, вот есть больница и больные люди. Если я болен, но не иду в больницу, мне она не поможет. И если сказать, что лечение у меня «в душе», - этого будет недостаточно, чтобы выздороветь. Больной должен быть в этой больнице, лечиться в ней, проходить определенные процедуры, чтобы выздороветь. Поэтому и праздник должен быть не только в душе, поскольку Господь воскрешает человека как личность в целом. А разговоры о душе в отрыве от личности я бы назвал несколько опасными. У христиан нет отделения материального мира от мира духовного. Это очень важный принцип православия.
- «АиФ в Иванове»: Какие богослужения следует посетить, чтобы правильно встретить Пасху?
- Иеромонах Макарий: Все мы знаем, что Пасху предваряет Великий пост, который длится семь недель. Последняя неделя – Великая седмица - самая главная и все богослужения седмицы – уникальны, так как бывают только один раз в году. Особенно важными являются богослужения Великого четверга. Это воспоминание о тайной вечере, когда Спаситель дает своим ученикам хлеб и вино, как часть его тела и крови. Вкушая на причастии хлеб и вино, мы становимся родными Христа, его братьями и сестрами. Следующий день - Великая пятница, воспоминание распятия и смерти Иисуса Христа. Особенно значимо в этот день необычное дневное богослужение - вечерня с выносом Плащаницы (икона, где изображается Христос, положение его во гроб в окружении ближайших учеников и иногда ангелов). Плащаница выносится на середину храма и пребывает там до вечера субботы, верующие могут к ней приложиться. А в субботу с утра уже начинается пасхальная служба, когда священнослужители меняют черные одежды на белые. Но, конечно же, самое торжественное богослужение – ночное. Начинается оно обычно незадолго до полуночи, так как в саму полночь начинается крестный ход. В Иванове он совершается в каждом храме. Верующие обходят вокруг храма и с пением «Христос воскресе из мертвых!» заходят в храм, где зажигаются все свечи, открываются все двери иконостаса. Затем проходит довольно длительное богослужение, после которого настает черед пасхальных угощений.
- «АиФ в Иванове»: У нас существует много обычаев, приуроченных к дням великой недели. Например, последний четверг перед Пасхой по традиции называется чистым. Считается, что в этот день нужно заниматься уборкой, причем убираются хозяйки с особым пристрастием. И конечно, принято мыться самим…
- Иеромонах Макарий: Это несколько преувеличенное понимание. Великий четверг вовсе не потому так называется, что в этот день нужно обязательно мыться и убираться в доме. Главное для православного человека в этот день – стремиться очиститься духовно, принять таинства исповеди и причастия. Уборку дома, конечно, можно сделать, но без лишней скрупулезности.
- «АиФ в Иванове»: А как насчет пасхальных угощений? Многие в этот день стремятся накрыть особенно шикарный стол.
- Иеромонах Макарий: Я бы, наоборот, посоветовал проявить сдержанность на кулинарном фронте. И конечно, не следует злоупотреблять алкоголем. Нехорошо, если праздник Пасхи превратится просто в очередной повод наесться и напиться.