Нам, поколению, выросшему без войны, страшно видеть происходящее. А уж если в Украине живут родственники или друзья, то происходящее переживается вдвое острее. У благочинного Муромского округа протоиерея Николая СИМЧУКА там осталось много родственников. Православная церковь всегда отличалась миролюбием, но в данной ситуации середины быть не может. Кто виноват, что делать, о позиции церкви и взгляде на происходящее священнослужителя отца Николая расспросил наш корреспондент.
Сами себя назначили
Людмила Кузнецова, vlad.aif.ru: - Отец Николай, следите за происходящим на Украине?
Николай Симчук: - Не могу следить за каждым выпуском новостей, но вместе с семьёй интересуемся обстановкой каждый день созваниваемся и узнаём. Я родился ближе к западу в Тернопольской области, где, слава Богу, пока тихо - в школах учатся, больницы работают. Даже не ощущается, что где-то на востоке идёт война. Так получилось, что всё начиналось с запада, а перешло на восток.
Эта война в первую очередь информационная. Не зря ведь там отключили русскоговорящие каналы. Все новости идут только в одном политическом свете и люди верят, что во всём виноват Путин.
Л.К.: - Как церковь относится к событиям в Украине?
Н.С.: - Церковь всегда желала людям мира, а тем более славянским народам. Мы связаны тесными узами, ведь православие зарождалось на Украине. Киев - колыбель христианства и Руси. Конечно, то, что происходит сейчас, - наша общая боль.
Более трёх месяцев назад Святейший Патриарх вынес специальное обращение - усилить молитву, каждый день совершать божественную литургию о прекращении раздора, суете, гибели народа. В проповедях мы обращаемся к прихожанам, чтобы каждый тоже помолился о мире. Мы видим и слышим из СМИ, что гибнет много невинных, гражданских людей. Понятно, что на Украине происходит передел собственности. Враг силён. Он хочет раздробить славянские народы, ему не нравится то, что мы сильны и едины. Большую роль играют некоторые личности, такие как днепропетровский губернатор Коломойский. Хотя он там и не живёт, но дела вершит на расстоянии. А президент, наоборот, не может управлять страной.
На востоке бомбят города, и были случаи, когда обстрел шёл во время богослужения. Это всё направлено именно на православных. Дело в том, что у них произошло разветвление православия на Московский Патриархат на востоке и Украинский, который не признан церковью. Украинская церковь незаконная, неканоническая. Они себя сами назначили, а так быть не должно.
Останавливая танки
Л.К.: - Какова роль священнослужителя там, в «горячих точках»?
Н.С.: - Очень сложная и тяжёлая. Роль священнослужителя должна быть нейтральной, чтобы враждующие стороны примирились и не было между ними вражды. На деле же западные области с восточными «поругались» настолько, что даже родственники не могут поехать друг к другу в гости, потому что это опасно - могут обстрелять, надругаться, ограбить. Миссия священнослужителя сделать мир твёрдым. И многое удаётся. Были такие случаи, когда священник выходил к колонне танков, и она останавливалась, кровопролития не происходило. Ведь те, кто нападает на мирных жителей, понимают, что воюют не за государство, а за чьи-то личные интересы. Тот достойный пастырь, кто не оставляет свою паству, пусть в ней даже остался один или два человека. Храмы не закрывались даже во время военной оккупации фашистов. Они работали и выполняли свою миссию. Но человек слаб. Есть такие священники, которые не выдерживают и уезжают в более спокойные места, а есть и такие, которые стоят до конца.
Год назад я был в Киеве, и даже мыслей не было, что очень скоро в этом красивом городе начнётся война.
Отказаться даже под страхом тюрьмы
Л.К.: - Как вы считаете, почему так произошло?
Н.С.: - Враг не спит, он ждёт своего часа, чтобы проникнуть в умы и души людей. Огонь теплится, но если к нему добавить масла, он загорится сильнее.
Сегодня там безвластие. В любую минуту к тебе могут прийти и ограбить, а пожаловаться некому. И в людях проявилась агрессия. 23 года (почти четверть века!), начиная с детского сада, всем постоянно внушают, что Россия - враг, она не даёт возможности Украине хорошо жить и развиваться. Нарыв копился годами и вот прорвался.
Но то, что мы сегодня наблюдаем - временное явление. Господь попускает, но он пошлёт такое время, когда беззаконие прекратится. Почему это произошло на Украине? Потому что люди отступили от Бога, мало каются, плохо осознают свои грехи. Избрали себе другую церковь - неканоническую. Но ведь Церковь едина, и Господь един. Человек может реконструировать жильё, предприятия, но переоборудовать Церковь - невозможно. Потому что создатель Церкви - сам Христос.
Надеемся, что Господь помилует и пошлёт мир этой земле. Но при любых конфликтах есть жертвы. Те, кто убит, заживо сожжён, расстрелян, кто не сдавался, отстаивал веру, боролся с хаосом, - мученики. Те же, кто пришёл на их землю убивать - преступники. Хотя воин и должен исполнял свой долг, но не бездумно. Перед Богом он должен был отказаться идти на чужую землю убивать людей, даже под страхом тюрьмы. Церковь очень высоко ценит тех, кто погиб за веру и отечество. Людей распинали, над ними издевались, а они стояли на своём.
Л.К.: - Риторический вопрос - что же делать?
Н.С.: - Кто приезжает к нам с запада, говорят - какие вы счастливые, вы ещё не потеряли веру, с вами Бог, с вами святые. У них сегодня разложение, бездуховность, однополые браки. Это ведь разрушение человеческих отношений. Если так будет продолжаться - придёт время, когда человечество само себя истребит. Содом и Гоморра тому пример. А это там пропагандируют как образец. Многие стремятся жить по-западному, не понимая, что это путь к разрушению. Украинцам никто не даст жить так, как живут сами евросоюзники. Украинская земля - одна из богатейших в буквальном смысле. Немцы во время войны вывозили её вагонами. Её надо возделывать, а здесь теперь размещают устрашающие элементы. Но они направлены не столько на нас, сколько сдерживают их самих, потому что они ничего не могут сказать - сильный уничтожает слабого. Закон джунглей. Но сильный не в силе мышц, а в силе духа.
Идёт гонение на православие, чтобы его уничтожить. Именно поэтому мы должны быть вместе, сильными и едиными.