Инструкторы центра в Торжке почти 35 лет ведут подготовку и переподготовку военных лётчиков - кому, как не им, знать, как нужно летать.
От Чернобыля до Афганистана
Центр боевого применения и подготовки лётного состава армейской авиации был создан в Торжке в 1979 г. на базе нескольких военных подразделений. С тех пор в истории центра, как и самой армии и страны, случались разные времена. Всё это уместилось в небольшом местном музее - документы, вырезки из газет и выписки из приказов, форма и «сувениры» из командировок. За прошедшие годы на офицерских курсах центра подготовили более 19 тыс. специалистов лётного и инженерно-технического состава, офицеров боевого управления и групп руководства полётами и более 600 иностранных специалистов из 18 государств. В разное время авиаторы центра выполняли правительственные задания СССР и России как в стране, так и в 30 странах мира и входили в состав миротворческих сил ООН в Кампучии, Анголе, Таджикистане, Югославии, Сьерра-Леоне, Судане и Чаде. На местном аэродроме и сегодня можно увидеть технику с символикой ООН. Первым важным экзаменом для военных специалистов центра стали боевые задания в Афганистане в 1980 г. - 138 из 500 воинов-интернационалистов вернулись c них с орденами и медалями. А с апреля 1986-го и до конца 1987 г. 94 военнослужащих соединения с первых дней участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Есть в истории центра без преувеличения легендарные события. Так, в 1989 г. в его состав вошёл 361-й отдельный вертолётный полк, на базе которого позже появилась знаменитая пилотажная группа «Беркуты». Сегодня это единственная в России и мире группа, которая выполняет сложный одиночный и групповой пилотаж на боевых вертолётах Ми-28 и Ка-50 в различных боевых порядках в составе двух, четырёх и шести машин.
Другим легендарным событием стал в 1992 г. трансконтинентальный перелёт женского экипажа на вертолётах Ми-24 и Ми-8 по маршруту протяжённостью 28 тыс. км в честь 500-летия открытия Колумбом Америки. Огромный вертолёт - один из участников того перелёта - сейчас хранится в центре, в Музее боевой техники под открытым небом.
К полётам готовы!
Сегодня, как и на протяжении всех предыдущих лет, специалисты центра обкатывают поступающую на вооружение в войска технику, готовят лётчиков высшей категории, обучают иностранных военных специалистов лётного и технического состава. Именно здесь в своё время осваивали все типы вертолётов, стоящих сегодня на вооружении армейской авиации ВВС России, - от Ми-6 до «Чёрной акулы» Ка-50. Именно здесь пишут методические пособия для будущих асов, выносят замечания и предложения конструкторам боевых машин. Центр пережил сокращения и реорганизацию, и его специалисты по-прежнему обучают авиаторов не только в Торжке, но и в командировках по всей стране. В 2010 г. здесь освоили новейшие Ка-52, Ми-28Н, АНСАТ-У, в 2012-м - Ми-35М. Полёты в подразделении - несколько раз в неделю, но у армейской авиации, говорят в центре, задач куда больше, и они разнообразнее, чем у гражданской, а потому и качество подготовки специалистов отличается. Военному пилоту приходится работать в разных условиях, и далеко не всегда есть возможность даже посадить вертолёт не то что на аэродром, а хотя бы на удобную для этого площадку в горах.
- Задач у армейской авиации много, - говорит полковник Игорь Бутенко, командир соединения. - Поэтому задача у центра одна - осваивать новейшую технику и готовить специалистов высокого полёта.
Читайте также
-
Небо для «Беркутов». Высший пилотаж на вертолетах - дело боевых пилотов
-
Командир легендарной пилотажной группы уволен по таинственным обстоятельствам
-
Красная палатка. Как ледокол «Красин» спас итальянских полярников