Говорят, самородки обычно рождаются в провинции. И ведь не врут! В Меленках живёт настоящий виртуоз своего дела - мастер декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремёсел Владимирской области - Евгений ГРУЗДКОВ. Совсем недавно завершилась его персональная областная выставка, где было представлено свыше сотни работ, выполненных из лозы. Его работы выставлены даже в Москве - в государственном Российском доме народного творчества.
Главное - «заболеть»
Читайте также | |
---|---|
Владимирский студент плетёт фенечки |
Елена Седова, vlad.aif.ru: - Евгений Дориментович, почему такое необычное ремесло стало вашей профессией? С чего всё начиналось?
Евгений Груздков: - Я по натуре человек творческий. Ещё когда учился в институте, занимался бальными танцами. После возвращения в родной город об этом многие узнали - специалистов-хореографов тогда не было, и в своё время я был, что называется, местной звездой. Спустя какое-то время подросла моя «смена», уже со специальным хореографическим образованием, и я из «танцев» ушёл. Мне всегда нравилось делать что-то руками: увлекался судо- и авиамоделированием, делал мягкие игрушки… Как-то я попал на мастер-класс по лозоплетению к известному специалисту Валерию КОЗЛОВУ из Иванова - страстному пропагандисту и новатору. Именно тогда, 20 лет назад, меня увлёк этот вид искусства. Этим делом нужно заболеть, заразиться - в хорошем смысле этого слова.
Е.С.: - Помните ваши первые работы?
Е.Г.: - Я не знал, с чего начать и как к этому делу подступиться. Сначала копировал изделия мастеров, а после появились и авторские, эксклюзивные работы - от мелочи (браслеты, серёжки, сказочные персонажи) до крупных изделий мебели (табуреты, стулья, этажерки). Ассортимент моих работ сейчас огромен: это и вазы, и корзины, и панно, и хлебницы, и абажуры, и шкатулки…
Последователи есть
Е.С.: - Знаю, что вы преподаёте своё мастерство местным ребятам. Есть ли среди них ваши достойные последователи?
Е.Г.: - Меня многие спрашивают, есть ли такой ученик, кто бы «переплюнул» меня. А я отвечаю, что нужно целых 20 лет «плевать», чтобы это сделать. У современной молодёжи нет усидчивости, терпения и аккуратности. К тому же сейчас много соблазнов - в первую очередь Интернет, а потом всё остальное, и то, если время останется. Сегодня важен мгновенный результат, а с той же корзинкой посидишь не час и не два. Один только прутик в руках нужно подержать несколько раз. А их в изделии десятки, сотни… Ручная работа, она всегда кропотливая, поэтому и ребят учится не так уж и много, но из тех, кто занимается, некоторые добились больших успехов. Например, Сергей АСТАНИН занимается у меня уже 8 лет, он победитель областной выставки среди школьников и теперь уже - автор своей собственной выставки. Есть и другие ученики - победители районных конкурсов.
Е.С.: - Сколько нужно времени для создания одного изделия?
Е.Г.: - Нет определённого количества времени - всегда получается по-разному, всё зависит от вдохновения. Прежде чем что-то начать плести, я всё тщательно обдумываю, делаю рисунок, чертёж. Без наглядности очень сложно что-то создать. В среднем, наверное, около месяца проходит от задумки до воплощения в жизнь какого-то эксклюзивного изделия. Небольшие же вещицы рождаются быстрее.
Е.С.: - А есть ли спрос на плетёные изделия?
Е.Г.: - Основная моя цель - не купи-продай, а всё-таки педагогическая: научить детей, организовать выставки, другие мероприятия. На заказ практически ничего не делаю, да и денег больших на этом не заработаешь. А спрос примерно такой же, как и на украшения - поскольку это не товары первой необходимости. В сезон быстро разбирают корзины, а всё остальное - для истинных ценителей. Что-то расходится на сувениры и подарки, что-то раскупают на выставках.
На работу - как на праздник
Е.С.: - Какие у лозоплетения есть плюсы и минусы?
Е.Г.: - Не скрою, что это ремесло довольно-таки сложное. Хотя в нём много и преимуществ, главный из которых - бесплатный материал: ива встречается повсеместно - растёт по берегам рек и озёр, на пустырях… Некоторые считают, что срезая лозу, губим иву. Но это заблуждение. Нужно знать определённый период, когда это можно делать, а именно - осенью, в период спячки. В этом случае на следующий год куст будет ещё пышнее. Большой плюс и в инструментах - для лозоплетения не нужны дорогостоящие станки. Всё, что необходимо, это кусачки, шило и нож. Ну, и главный инструмент - это руки, конечно. Из минусов - это так называемая профессиональная болезнь суставов. Когда обрабатываешь не одну сотню, а то и тысячу кустов, это не может не отразиться на руках. Но на это почти не обращаешь внимания, плюсов всё-таки больше, поэтому и на работу идёшь, как на праздник. Сейчас это мало где встречается. Можно сказать, что я счастье меряю целыми корзинами (смеётся)!
Е.С.: - Из каких этапов складывается работа?
Е.Г.: - Заготовка лозы осенью, после листопада - это самый первый этап. Сюда идут и небольшие веточки для миниатюрных изделий, и так называемая мебельная палка. Заготовки кипятят и освобождают от коры, после чего высушивают. Если этого не сделать, поверхность может покрыться плесенью. А после, спустя время, перед самой работой, лозу снова вымачивают, чтобы она стала гибкой и эластичной. Всё это - очень непростой и трудоёмкий процесс, к нему нужна привычка.
Е.С.: - А нельзя ли как-то механизировать работу?
Е.Г.: - Бесспорно, это было бы легче. Но такое маловероятно. Пройдёт и сто, и тысяча лет, но механизмы и роботы плести корзины из природного сырья вряд ли научатся. Эта работа всегда останется ручной. Хотя сейчас пытаются заменить лозу синтетикой, пластмассой, но это всё не то - нет неповторимости, нет теплоты природы.
По стопам фараонов
Е.С.: - Какие работы можете назвать самыми необычными? И нужен ли за плетёными изделиями особый уход?
Е.Г.: - Есть очень изящная работа - ваза со стрекозами и бабочками. Или панно, сплетённое китайским узелком. Отмечают и другую работу - вазу в виде шара. Вообще, почти каждое изделие особенно и чем-то необычно. А срок службы зависит от использования и от хранения. При бережном отношении вещи из лозы сохраняют свой первоначальный вид очень долго. А археологи до сих пор находят в гробницах фараонов плетёные изделия - они хорошо сохранились до наших дней.
Е.С.: - Что бы хотелось изменить в своей работе?
Е.Г.: - Сейчас катастрофически не хватает места - нам приходится ютиться в небольшой комнатке, где проходят не только курсы по лозоплетению, но и другие кружки. Хотелось бы приобрести и новые инструменты, и оборудование. Не хватает и техники - заготавливать материал куда лучше на транспорте. А вообще, что касается конкретно моей деятельности, то хотелось бы повторить некоторые работы замечательного украинского мастера Александра ХОМЯКА. Ведь лозоплетение - это такое творчество без границ, тут есть где разгуляться…