Берестяная скань
- «АиФ в Иванове»: Александр, как к Вам пришла идея создания изделий из бересты?
- Александр Кутрынин: Все началось в тяжелые для страны 90-е годы. Когда попросту надо было выживать, я не знал, чем заняться, и постоянно думал, как дальше жить, как заработать. И вот однажды, когда я заготавливал дрова для тещи, мой взгляд остановился на березовой коре. Меня, тогда, наверное, первый раз в жизни очаровала её естественная белизна, теплота и трогательная незащищенность. И в этот же момент мне захотелось передать это чувство другим людям. А почему бы не попробовать?! - подумал я. И пошло, поехало, как говорится. Первой работой стало украшение для моей любимой жены, и если бы не ее поддержка в тот момент, вряд ли я стал бы заниматься этим ремеслом. Конечно, немаловажную роль сыграло и одобрение Московского дома народного творчества и Ивановского областного координационно-методического центра культуры и творчества. Когда работ стало много, я решил кое-что продать. Помню, как в те сложные для страны годы стоял на площади Ленина, разложив свои работы на газете, и просто молил про себя, чтобы хоть что-то купили. Хотелось кушать!
- «АиФ в Иванове»: А что такое берестяная скань? Как вы стали изобретателем в таком, казалось бы, традиционном виде старинного ремесла?
- А.К.: Берестяная скань - это своеобразный авторский метод работы с берестой. Мое ремесло - это некий симбиоз нескольких уникальных техник и традиционных ремесел. В поисках материала я перечитал множество книг по ювелирке, макраме, мозаике, надо было чем-то подпитываться, все идеи старался затачивать под себя, то есть под своё ремесло, поскольку книг по моему промыслу пока нет. В этой связи хочу отметить, что готов не согласиться с выражением «преемственность ремесла в его традиционности». Считаю, что традиционен сам материал, а техники могут быть совершенно разные. И моя техника работы с берестой, возможно, через несколько лет станет той же традицией.
- «АиФ в Иванове»: А не бывает проблем с добычей исходного материала для работы?
- А.К.: В лес я стараюсь ходить по договорённости на вырубку, снимаю бересту с тех деревьев, которые вскоре будут вырублены, чтобы лишний раз не травмировать березки, жалко. Обычно этот сезон охоты за берестой начинается с конца мая и продолжается до конца июня, заготавливаю сразу пластов 50 - 60. Когда же не удаётся договориться заготовить бересту на вырубке, то приходится обращаться с просьбой непосредственно к самим березкам и просить у них. В принципе, в этом нет ничего страшного для березы. Деревья довольно быстро реанимируются и восстанавливаются, а вовсе не погибают, как принято ошибочно считать.
- «АиФ в Иванове»: Какие изделия вы в основном мастерите?
- Все мои работы – это, прежде всего, украшения. Мне, как и любому мужчине, всегда хочется поразить, украсить свою женщину, сделать ей приятно. Поэтому в моей коллекции по большей части кулоны, колье, серьги, браслеты, бусы. Изделия носятся годами, единственная опасность для них это огонь и вода. Всегда предупреждаю об этом своих заказчиков. Также мастерю пасхальные яйца, православные кресты, панно.
Многие мои изделия уже выставлялись в выставочных залах при научно-методических объединениях народного творчества в Костроме, Ярославле, Вологде и других русских городах. Многие вещи находятся в частных коллекциях Франции, Германии, Португалии, Японии, Кореи, Канады, Америки.
Часто ко мне обращаются с просьбой провести мастер-классы, семинары с преподавателями районных и городских домов ремесел, их воспитанниками. Всегда с радостью соглашаюсь. Молодёжь надо привлекать к чему-то интересному, учить заниматься полезным делом. А то, как посмотришь, молодые люди или по улицам мотаются или сидят в интернете.
Отрадно видеть, что мои уроки не проходят даром. У меня уже есть свои ученики. Например, моя ученица Наталья из Гаврилова Посада добилась первых успехов. Она регулярно участвует в конкурсах народного мастерства и неизменно одерживает победы. Используя технику берестяной ткани, Наташа делает изумительные работы: кукол, птиц и многое другое. А раз ремесло находит своих последователей, то у него обязательно будет продолжение. Совсем скоро, если всё удачно сложится, поеду в Санкт-Петербург, давать мастер-классы.
- «АиФ в Иванове»: Александр, у каждого мастера есть либо муза, заставляющая творить, либо какой-то свой определенный источник вдохновения. А кто или что вдохновляет на творчество Вас?
- А.К.: Источником вдохновения мне служит, прежде всего, семья: моя любимая жена, дети, внуки. Они всегда готовы поддержать в любых начинаниях, посоветовать и просто подарить душевное тепло. Моя дочь Яна, студентка филологического факультета ИвГУ, учится на журналиста, сын Женя, работает системным администратором и увлекается музыкой. Кстати, и я очень люблю музыку. Музыка является неотъемлемой частью моей жизни, она заряжает меня энергией, дает силы. С 2009 года я являюсь директором ивановской рок-группы «Radiation Band», поклонником их творчества, да и попросту люблю этих талантливых ребят.
Ну и кроме прочего, обожаю заниматься своим домом, что-то строить, облагораживать территорию, всё делаю своими руками. И баню, и гараж, и теплицу – все сам построил.
Ремесла требуют поддержки
- «АиФ в Иванове»: В чём Вы видите главную проблему развития народных промыслов на сегодняшний день?
- А.К.: Народные промыслы сейчас находятся далеко не на должном уровне. Ремесла нуждаются в поддержке, надо давать возможность для реализации своих возможностей творческим людям, поощрять их. Как мне кажется, для этого нужна правительственная программа, этот вопрос должен решаться на высоком уровне. Необходима популяризация народных художественных промыслов и ремесел. На своем опыте могу сказать, что не всё ещё потеряно, люди интересуются работами, заказывают, тянутся к этому огоньку. Словно чувствуют причастность к своей отечественной культуре, чтут свой национальный колорит, что весьма отрадно.
Сейчас пишу книгу по работе с берестой. Рассказываю в ней о своей технологии работы с берёзовой корой, включаю иллюстративный материал. Стараюсь делать все возможное, чтобы оставить свой след в культуре народных ремесел. И делаю все не ради денег, а ради того, чтобы мое ремесло осталось после меня. Единственная проблема, которая встает передо мной, - это материальная сторона. Ведь на все нужны средства. Не знаю, удастся ли мне выпустить книгу, но написать я ее напишу, обязательно! Это я считаю своим долгом. У меня, кстати, практически готов видеокурс по работе с берестой, осталось смонтировать и озвучить. Всем этим полностью занимаюсь я сам. Ведь сохранение традиций и развитие народных художественных промыслов необходимо, ибо они являются неотъемлемой частью нашего национального, духовного наследия, частью нашей культуры.