На владимирском железнодорожном вокзале идёт масштабная реновация.
Его не обновляли с самого открытия, а было это в 1975 году. Теперь здание и прилегающую территорию осовременят. На это потратят больше 57 млн рублей.
- Приезжала во Владимир на железнодорожный вокзал, который якобы вовсю ремонтируют. Что 2 месяца назад, что сейчас - почти никаких изменений. Только площадь разворотили. Ремонт обещали ещё в 2017 году! Когда вокзал уже в порядок приведут? Почему всё так медленно? - сетует позвонившая в редакцию читательница Ольга Седова из Гороховца.
Фасад преткновения
В планах - заменить бетонные плиты, которые «поубивали» чемоданами на колёсиках, отремонтируют входную группу, сделают современные туалеты, а ещё - обновят фасад.
Именно последний пункт стал своеобразным камнем преткновения между властями города и «РЖД», которые инициировали реновацию вокзала. Причина в том, что главная «фишка» здания - белокаменный фасад, который напоминает о всемирно известных владимирских памятниках архитектуры. Так вот, его хотят закрыть современными изоляционными материалами. По сути, тем самым лишив город «визитной карточки». Эту идею не одобрили в мэрии города, да и жители области были не в восторге.
Специалисты не согласны
Открыто и профессионально обсудить идею обновления внешнего вида главных городских «транспортных ворот» предложили депутаты Владимирского горсовета. О новом облике владимирского железнодорожного вокзала высказаться хотели многие: представители мэрии и «РЖД», общественники, музейщики, архитекторы.
Главный архитектор Владимира Андрей Быков рассказал, что в 2018 г. представители «РЖД» направили на согласование мэрии проект капитального ремонта фасада в фирменных цветах своей компании и с металлическими облицовочными панелями вместо камня. Затем последовало второе обращение с тем же вариантом металлической облицовки, но в другом цветовом решении. Оба варианта мэрия не согласовала.
Главный архитектор объяснил отказ не только эстетическими соображениями, но и требованиями нормативных документов. Здание вокзала находится в охранной зоне исторического центра. С вокзальной площади шедевры архитектуры видны как на ладони! По документам, любую реконструкцию здания в охранной зоне должны проводить, используя традиционные материалы и сохраняя первоначальный внешний вид здания.
Согласовывать ни к чему?
В свою очередь, директор железнодорожного вокзала Павел Никонов объяснил, что существующая облицовка здания частично утратила внешний вид, а очистка белого камня уже не помогает. Железнодорожники считают, что новая облицовка будет более энергоэффективной, снизит эксплуатационные затраты на содержание здания, а новые материалы сделают здание ярче, привлекательнее.
Однако эксперты, представители музейного и архитектурного сообщества остались при своём мнении: нельзя потерять одно из немногих современных «белокаменных» зданий города.
Так, архитектор Евгений Бирюков считает, что проблемы с состоянием нынешней известняковой облицовки - не дефект материала, а результат неправильной эксплуатации. Ведь древние соборы стоят веками, а вокзалу - всего 4 десятка лет.
Если губернатор области не внесёт изменения в постановление, сообщили представители мэрии, то реновация будет возможна лишь с частичной заменой наиболее повреждённых известняковых плит на новые. Правда, спустя время «железнодорожники» официально сообщили, что «согласование дизайна фасада с мэрией и областными властями - лишь «акт доброй воли», потому что вокзал - не объект культурного наследия».