По мнению автоинструктора одной из ивановских автошкол Павла КОРОЛЁВА, причина не только в устаревшей программе обучения, но и в отсутствии культуры поведения водителей, элементарной дорожной разметки и в необоснованно строгом отношении инспекторов Госавтоинспекции к будущим водителям во время практического экзамена.
Води, пока молодой
Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Павел Николаевич, сложно ли обучать взрослых людей?
Павел Королёв: - По-разному. Приходят учиться люди самых разных возрастов и социальных статусов. Всех больше девушек и молодых людей 23-25 лет, когда человек уже может позволить себе купить автомобиль. Их учить проще всего.
Кому-то действительно необходимо водительское удостоверение (имеют пожилых родителей, маленьких детей, работают за рулём). Другая категория учеников приходит учиться либо за компанию, либо просто чтобы иметь права.
Моё наблюдение такое: чем старше ученик, тем сложнее ему будет научиться управлять автомобилем в современных условиях. Большое значение имеет психомоторный фактор: нужно, чтобы руки, ноги и голова работали слаженно, в соответствии с дорожной обстановкой. У многих это не получается.
Т.М.: - То есть теория даётся легче, чем практика?
П.К.: - Заучить теоретическую часть (билеты) не так сложно. Но это даже не полдела, а третья часть дела. А вот применить полученные теоретические знания на практике - это уже для многих является настоящей проблемой.
Честно говоря, билеты в том виде, в каком есть, не дают знаний будущим водителям. Здесь разбираются, как правило, стандартные ситуации. А на дороге много нюансов.
Т.М.: - Что, по вашему мнению, нужно изменить в программе подготовки водителей?
П.К.: - Думаю, необходимо увеличить количество часов на учебное вождение. В нынешней программе, принятой в октябре 2010 года, на практику отводится 50 часов с учётом контрольных занятий и экзамена. Я бы сделал не менее 60. Тогда хватит времени отработать нюансы вождения в условиях нынешнего интенсивного движения и «пробок», освоить и закрепить навыки управления автотранспортом.
Как к зубному врачу
Т.М.: - Павел, а только ли дело в недостаточном количестве практики? Возможно, есть другие причины такого низкого процента сдачи практического экзамена по вождению (порядка 17%) с первого раза?
П.К.: - Многие люди психологически не готовы к практическим занятиям, к вождению по городу. Они идут на практическое занятие каждый раз, как к зубному врачу, испытывая панический страх. У них каждый раз колоссальный стресс. Но не бросают, потому что заплатили деньги.
А ещё пару лет назад приходили учиться только те, кому автомобиль был действительно необходим. Я считаю, что с принятием новой программы, с увеличением количества часов на теорию и практику (соответственно, с удорожанием автокурсов) в автошколу не пойдут те люди, кому права в конкретный момент не нужны.
Т.М.: - Как вы работаете с учениками: сразу сажаете за руль? Выезжаете сначала на окраинные улицы и только потом в центр города?
П.К.: - На первых занятиях мы учимся включать контрольно-измерительные приборы, лампочки, поворотники, работаем с педалями и переключением передач. Учимся на площадке первым маневрам. Потом действительно практикуемся на окраинных дорогах, где более-менее свободное движение. А дальше по обстоятельствам, ведь есть очень способные ученики.
Главное - научиться трогаться, останавливаться, перестраиваться. При этом обязательно пользуясь зеркалами. А дальше уже и в город едем.
Т.М.: - Назовите основные ошибки учеников.
П.К.: - Зачастую они спровоцированы дефектами дорожного покрытия, отсутствием разметки. Порой знаки движения по полосам висят как придётся (например, взять улицу Почтовую). Как научить водить машину в таких условиях?
Многие из начинающих водителей даже и понятия не имеют, что такое полоса, сколько она шириной. То есть человек попросту не знает, где ему ехать. А если займёшь не своё положение на проезжей части, то спровоцируешь аварию.
Вторая распространённая ошибка - это неправильная оценка дорожной ситуации. Например, когда на главную дорогу со второстепенной въезжает автомобиль. При этом по какой-то причине он не уступает дорогу учебной машине. В этом случае нужно сделать всё возможное, чтобы избежать ДТП.
При сдаче экзамена инспекторам ГИБДД самые распространённые ошибки возникают при выполнении поворота налево и разворота, случаются проезд на жёлтый сигнал светофора, непредоставление преимущества пешеходу, остановка на запрещающий знак.
Т.М.: - А может, на экзамене люди просто теряются? Боятся формы инспектора?
П.К.: - Конечно! Они наслышаны, что очень трудно сдать практический экзамен. У них нервное напряжение. Поэтому я говорю своим ученикам: морально, психологически готовьтесь к тому, что будут строго принимать. Некоторые, кто неуверенно себя чувствуют, берут дополнительные практические уроки.
В любом случае, к экзамену в ГАИ допускаются те, кто отработал весь курс вождения и сдал внутренний экзамен в автошколе.
Табу на ДТП
Т.М.: - В ГИБДД утверждают, что низкий процент сдачи практического экзамена объясняется тем, что в автошколах плохо учат, экономят на учениках, не все практические занятия «откатывают»… Рекомендуют с жалобами обращаться в прокуратуру.
П.К.: - Учить хуже не стали. И это не только моё мнение. Давайте рассуждать: теоретический и практический курсы даются в полном объёме. Есть внутренние экзамены, система зачётов.
Автоинструкторы учитывают все требования инспекторов ГИБДД, принимающих экзамен. Вопрос в том, что эти требования зачастую слишком завышены, и каждый раз инспектора предлагают кандидатам в водители всё новые и новые испытания. Во-вторых, посмотрите на автопарк автошкол. Все автомобили, как правило, иномарки - если не новые, то в исправном состоянии, чистые. Что касается недоката часов, как вы говорите, то жалоб по данной части не поступало.
Т.М.: - Тогда, может, проблема в том, что вы создали для учеников тепличные условия? Помнится, ещё несколько лет назад на отечественных «ВАЗах» люди учились ездить, а там ни гидроусилителя руля, ни коробки-«автомата»…
П.К.: - Дело в том, что раньше и требования инспекторов ГИБДД, и дорожные условия были другие. Вождение по городу сдавали в схематичном варианте. По прямой, пару остановок. А сейчас курсант сдаёт экзамен порядка 40 минут! И ему очень трудно: 8 месяцев в году нет дорожной разметки, соответственно, очень трудно сориентироваться в ширине полосы. И вы знаете, что далеко не все автомобилисты с правами в кармане едут по полосам.
Удивительно, но инспектор ГИБДД чётко определяет, где должна быть разделительная полоса. И было немало случаев, когда кандидат в водители не сдавал экзамен потому, что, по словам инспектора, в отсутствие разметки на 10 см выехал на полосу встречного движения.
Т.М.: - Придираются?
П.К.: - При приёме экзаменов много спорных ситуаций. И много ловушек, в которые невольно попадает человек, сдающий экзамен. Я бы даже сказал, что весь экзамен состоит из ловушек. То есть из ситуаций, которые провоцируют водителя на совершение нарушения ПДД: по-другому поступить он не может.
Например, просят остановиться на пр. Ленина, а там дорожные знаки «Остановка запрещена». Когда будущий водитель продолжает движение в поисках разрешённого места для остановки, инспектор торопливо заявляет: мол, требование не выполнено. То же касается и других маневров.
Есть много сложных улиц. Как правило, это центр города, улица Садовая. Очень боятся экзаменующиеся перекрёстков с круговым движением.
Т.М.: - Кандидаты в водители в Ивановской области на экзамены в ГИБДД могут принести с собой видеорегистраторы, чтобы фиксировать свои ошибки и качество приёма экзаменов инспекторами. Об этом заявил начальник УГИБДД по Ивановской области Дмитрий Костерин. Насколько данное право будущего автомобилиста реализовывается на практике?
П.К.: - Пожалуйста. Но тогда напряжение с обеих сторон будет ещё колоссальнее. И есть вероятность, что человек очень долго не сдаст на права.
Т.М.: - Что вы можете пожелать своим ученикам и всем людям, которые в ближайшие дни будут сдавать практический экзамен в ГИБДД?
П.К.: - Не спешите. Сосредоточьтесь. Помните: на дороге самое главное - безаварийность. Поэтому лучше где-то ехать медленнее, оценивая дорожную обстановку, при этом не создавая аварийных ситуаций. Мудрый инспектор это оценит.