Приходится придумывать разные «фишки», событийные мероприятия, интерактивные площадки - чтобы гостям скучно не было.
Чем сегодня можно развлечь и завлечь отечественных и зарубежных туристов, нам рассказал Илья КЕХТЕР, соорганизатор многих событийных мероприятий в Суздале. Ведь, как говорят эксперты, именно за такими будущее внутреннего туризма.
Чем необычнее - тем лучше?
Лариса Майорова, vlad.aif.ru: - Как кризис повлиял на внутренний туризм?
Илья Кехтер: - Внутренний туризм стал более привлекательным для россиян. За рубеж стали ездить меньше, особенно после закрытия популярных дешёвых направлений в Турцию и Египет. В корпоративном сегменте произошло «оживление», крупные российские компании, для которых закрыт выезд за рубеж, стали обращать больше внимания на внутренний туризм. В этой сфере Владимир и Суздаль имеют преимущества за счёт своей богатой истории, древних памятников и географического месторасположения. Эту тенденцию местная власть чётко улавливает и делает много шагов по привлечению туристов и повышению привлекательности нашего региона - круглый год проводятся ярмарки, форумы, фестивали, выставки. Область продвигается на федеральном уровне - в 2015 году Владимир был Новогодней столицей России, летом прошёл масштабный молодёжный форум «Территория смыслов на Клязьме», в Коврове ожидается Всероссийский спортивный форум. Успехи налицо.
Л.М.: - Чем можно «занять» гостей региона? Ни для кого не секрет, что, например, во Владимире туристам чуть ли не на 2-3 день становится скучно.
И.К.: - Как я уже сказал, для подогрева интереса туристов становится всё больше событийных мероприятий, открываются частные музеи. Предприниматели задумываются о досуге как основном источнике дохода - это могут быть мастер-классы, интерактивные кузницы, пекарни. Большой всплеск был по сельхозтуризму. Фермеры, имеющие небольшое хозяйство, приглашают к себе на отдых всех желающих. Особенно это актуально для москвичей и жителей крупных городов, дети которых искренне удивляются корове или козе. Потому что они не знают, как к корове подойти, как её подоить, где растут овощи, как куры несут яйца. Людям нравится совмещать деревенский отдых и активность - мастерить, кормить животных, собирать урожай.
Л.М.: - Есть ли у нас необычные событийные мероприятия?
И.К.: - Ежегодно в Суздале отмечается праздник Огурца, на который съезжаются гости со всей России. В этом году 10 лет исполнится популярному празднику Лаптя - для участников в берестяной обуви устраивают шуточные соревнования по метанию лаптей, лапотному теннису и совсем не шуточные битвы на футбольном поле. Про праздник даже был вопрос на передаче «Кто хочет стать миллионером», а также в 2013 году проект «Праздник Лаптя» попал в финал конкурса национальной премии в области событийного туризма Russian event awards в номинации «Лучший проект в области спорта»... Для любителей искусства в Суздале проводится Фестиваль анимации, а во Владимире - кинофестиваль «Владимирская вишня». Пятый год в древнем городе разворачивается Военно-исторический фестиваль «Суздаль стародавний». У Покровского монастыря строится настоящий боевой лагерь древнерусской дружины, ханов и западноевропейских рыцарей. Около 80 бойцов в исторических костюмах и доспехах участвуют в сражениях, рыцарских турнирах, поединках. Есть развлечения для детей и взрослых - стрельба из лука, метание копий, катание на лошадях, подвижные игры, ярмарка. Но главная изюминка - это конное шоу и конный турнир. Для туристов это захватывающее зрелище, очень колоритно, интересно. У Суздаля есть план развития событийного направления. Чтобы со временем туристы поняли, что каждый месяц в Суздале происходит что-то интересное.
Л.М.: - Закрытие популярных проектов влияет на турпривлекательность?
И.К.: - Влияет, конечно. Раньше в Суздале ежегодно отмечали «Бабье лето» (частный проект одного из гостиничных комплексов). Праздник со временем вышел на международный уровень, его даже включили в список ЮНЕСКО. Потом проект закрыли по финансовым причинам. После этого мы ещё 4 года получали заявки от участников из разных стран, которые хотели приехать на фестиваль. Представляете, какого потока туристов мы лишились?
Поспать, поесть…
Л.М.: - Что больше всего привлекает иностранных туристов?
И.К.: - Европейских туристов привлекает деревянная архитектура (поскольку вся Европа в камне), возможность пожить в частном доме, подышать «деревянным» воздухом, насладиться природой, атмосферой древнего города. Суздаль очень аутентичен в этом плане, здесь нет многоэтажек и городского шума… Местные жители зарабатывают тем, что сдают иностранцам свои деревянные дома. Для туристов это экзотика. А сильные эмоции очень подкупают.
Л.М.: - Ни для кого не секрет, что в путешествии туристы стремятся отведать фирменные или национальные блюда. Для некоторых это даже превращается в фетиш. Что может в гастрономическом плане предложить наша область?
И.К.: - Неотъемлемый атрибут любого путешествия - национальная кухня. Наш регион может стать участником проекта «Гастрономическая карта России», на которой отмечены города, имеющие свой внутренний продукт или блюдо-бренд. Во Владимире есть «Владимирская вишня». На основе её пекут блины с вишней, которые подают в кафе «Блинчики». А вот в Суздале в апреле откроется ресторан «Огурец», в меню которого будут разные вариации «огурцовых блюд». Мало кто знает, что город долгое время жил за счёт выращивания огурцов, лука и хрена. В 70-е годы XX века в Суздале было около 10 «огурцовых миллионеров». Возможно, в 2017 году появится бар-буфет «Хрен». Суздальская «Хреновуха» известна по всей России. Каждый ресторан в Суздале готовит свой рецепт. Здесь будут собраны лучшие и самые необычные. Хрен - русский корень жизни. В любом случае, если у нас появится свой гастрономический бренд, то это создаст дополнительную мотивацию для туристов.
О насущном
Л.М.: - Как можно решить низкую наполняемость отелей в Суздале? Говорят, раньше была такая проблема.
И.К.: - Сейчас в Суздале хотят создать аналог сайта booking.com для бронирования гостиничных номеров для приезжающих в древний город туристов. Турист заранее сможет выбрать подходящий для себя вариант. Сайт поможет решить проблему низкой наполняемости отелей, а также «пропиарит» владельцев мини-отелей и хостелов.
Л.М.: - Какие возникают проблемы у молодых предпринимателей, решивших открыть своё дело, например, частный музей или хостел?
И.К.: - Понятно, что проблемы у предпринимателей были всегда. С учётом нарастающего кризиса они только усилились. Есть проблема с налогами, курсом валюты, невозможностью получить кредит. Неопытные молодые предприниматели сталкиваются с нехваткой информации о налоговой структуре, о местных нюансах, о возможных льготах и субсидиях, которые существуют. К тому же человек просто не может предугадать весь перечень проблем, с которыми ему придётся столкнуться. У него есть только идея и план реализации, а вот сопутствующие бухгалтерские, налоговые, юридические аспекты он просто не знает. Хорошо, что сейчас есть организации, помогающие молодым предпринимателям, например, та же самая Школа молодого предпринимателя, плюс разные программы - гранты, льготное кредитование, помощь с возвратом первоначального взноса по лизинговым сделкам. Однако некий вакуум в информации всё равно есть, даже несмотря на «век интернета». Ещё одна проблема - стартовый капитал. Кредиты дорожают, шанс их получить уменьшается. Даже для опытных предпринимателей ужесточаются условия получения по залогам, по финансовым отчётностям. Ещё одна проблема - отсутствие стабильности в экономической и налоговой сферах. Но кризис - это ещё отличная возможность реализовать весь потенциал предпринимателя или компании в целом. Кризисные явления заставляют оптимизировать внутренние процессы, повышать эффективность на каждом этапе работы, искать новые ниши на рынке, улучшать сервис. В сложных ситуациях нельзя фокусироваться на проблемах, нужно видеть в них возможности. Успех благоволит целеустремленным и предприимчивым.