Как стать поэтом. Разговор с неисправимой оптимисткой

Фото: из архива Татьяны Тарасовой

Талантливая вязниковская поэтесса татьяна тарасова - литератор со стажем. На её счету - десятки изданных сборников, сотни произведений - и в стихах, и в прозе, более тридцати песен... к сожалению, жизнь распорядилась так, что однажды она оказалась прикованной к инвалидному креслу. Для многих это звучит как приговор, но не для Татьяны. Её жизнелюбию, энергии и оптимизму позавидует любой из нас.

   
   

Главное - не опускать руки

Елена Седова, vlad.aif.ru: - Татьяна Владимировна, вы - мать троих замечательных сыновей, бабушка пятерых внуков, отличная хозяйка, ещё и успеваете работать… Как вам всё это удаётся? Откуда черпаете силы?

Татьяна Тарасова: - Я очень люблю жизнь! Она интересна во всех её проявлениях. Так было и раньше, так есть и сейчас. В каждом периоде нужно находить что-то яркое. С самого детства я занималась спортом - в основном лёгкой атлетикой и баскетболом и даже играла за Владимирскую область. Ещё ходила в детский сектор при ДК химзавода, где пела в хоре. С коллективом мы много путешествовали по Союзу - Киев, Минск, Брест, Одесса, Севастополь… А в школе я была старостой и по совместительству главным редактором школьной газеты. С юношеской поры я стала писать стихи. Помню, в 10 классе нам задали сочинение по книге Максима Горького «Мать». Я, недолго думая, написала целую поэму. Учительница зачитывала её даже в других классах. Получила я тогда за это 5/2. Двойка была за грамотность - совсем из головы вылетело, что в стихах тоже нужны знаки препинания. Зато с тех пор я это чётко усвоила.

Преподаватели были у нас сильнейшие. Окончив школу, я умела многое - и танцевать (в числе обязательных уроков числился урок танцев - сейчас, к сожалению, такого нет), и профессионально шить (и платья, и костюмы, и даже пальто), и немецкий знала на «отлично» - даже спустя много лет помогала с иностранным языком своим детям. И после травмы я не опустила руки и не перестала любить жизнь - во многом здесь мне помогло моё неравнодушное отношение к спорту, сильная воля к победе - над всеми неприятностями в том числе. Именно из моего спортивного прошлого я впитала в себя целеустремлённость и отсутствие страха перед чем бы то ни было. Нужно любить каждый день, принимать его таким, какой он есть. А все испытания, которые нам посылает Бог, мы не только должны пройти, но и понять, для чего они нам даны.

Е.С.: - После травмы характер вашего творчества как-то изменился? 

Т.Т.: - Нет, ничуть. Я также продолжала писать и стихи, и прозу. Более того, у меня появились новые ориентиры. Я сдала на права. В то время у нас было 3 машины - «Ока», «Таврия» и «Москвич» - все ручного управления. Помню, как сама ездила купаться на озеро. Потом - освоила компьютер и книгоиздательство. Сейчас у меня огромное количество заказов, с каждым днём их становится всё больше - даже отдыхать некогда. В магазины я тоже «хожу». Правда, через Интернет. И бытовую технику, и мебель - всё покупаю. Работаю и в газете - в «Районке, 21 век» веду поэтическую рубрику. Нам пишут очень многие, и большинство стихотворений заслуживают внимания. Самородков у нас хватает. 

Симбиоз чувств и мастерства

Е.С.: - Отличается ли поэзия Золотого и Серебряного веков от современной? Применимы ли критерии «хуже-лучше» для этого?

   
   

Т.Т.: - Не думаю. Поэзию нельзя сравнивать - она отражает своё время, свою эпоху. А вообще, всё зависит от создателя. И сегодня есть такие уникальные авторы, не менее талантливые, чем были раньше, которым могут многие позавидовать. Хотя некоторые пытаются писать, небрежно относясь к технике стихосложения - где-то не та рифма, где-то не то ударение. И, я считаю, то оправдание, что и у великих были ошибки, не даёт право на такие стихи. Радует то, что в Вязниковской санаторной школе есть литературный кружок, где ребят учат азам стихосложения. Нужно уметь правильно закончить свою мысль и помнить, что в стихотворении должна быть заложена идея. Сегодня появилось много новых свободных течений, но я не всё приемлю. Например, стихи без знаков препинания и без заглавных букв для меня чужды. В поэзии допустимо далеко не всё.

Е.С.: -Чем отличаются настоящие стихи от рифмованных, пусть даже и по всем правилам, строк? И что для вас значит - поэт?

Т.Т.: -  Для меня поэзия - это то, что красиво, передаёт чувства и, что называется, цепляет. Если после прочтения оно остаётся в душе и находит там отклик, значит, это настоящее стихотворение. В нём может даже где-то хромать рифма, но слова должны или взволновать, или суметь рассмешить, подарить хорошее настроение, словом, запомниться. Слово «поэт» звучит громко и ответственно. Это очень скрупулезный человек, который придирчиво относится к своему творчеству и постоянно шлифует и оттачивает своё произведение. Например, мои стихи, даже те, которые уже вошли в сборник, порой, после очередного прочтения, требуют доработки.

Ну, а кроме кропотливого труда, поэт - это тонко чувствующий человек, романтик. Главная составляющая литературного таланта - это симбиоз чувств и мастерства, способность донести идею до читателя.

Е.С.: - Знаю, что вы написали более 30 песен. Отличается ли написание стихотворения от слов для песни?

Т.Т.: - Это очень нелёгкий труд. Можно предложить композитору десятки вариантов, и в каждом будет что-то не то, хотя как стихи они были бы отличные. Казалось бы, его должна волновать только музыка, но нет, текст для композитора не менее важен. Слова при наложении на музыку могут сливаться, и в итоге получается совсем не то, что хотелось. А ещё в тексте должен быть законченный сюжет. Поэтому нам, поэтам, приходится подстраиваться под запросы композитора. Работа над одной песней, бывает, длится месяцами. 

Е.С.: - А есть ли у литераторов проблемы?

Т.Т.: -  Основная проблема в том, что нас мало печатают. В основном такая честь выпадает только членам Союза писателей России. Всех остальных это касается лишь вскользь. 

Всё от родителей

Досье
Татьяна ТАРАСОВА родилась 2 июня 1954 года во Владимире. Закончила школу №19, после чего поступила в Химико-механический техникум. Работала на тракторном заводе, затем - в проектном институте «Гипросельхозпром» (ныне «Агрохим»). Позже, после получения диплома с отличием, трудилась на заводе «Автоприбор» инженером-технологом. В 1986 году переехала в Вязники. С 2007 года - член Вязниковской литературной группы. В 2009 году был издан первый сборник стихов «Любовь ещё быть может». На сегодняшний день их более 20.

Е.С.: - Вопрос в самом начале нового учебного года: что, на ваш взгляд, стоило бы изменить в школьной программе по литературе?

Т.Т.: - Хотелось бы, чтобы дети изучали больше молодых, современных авторов - и поэтов, и прозаиков. Местные писатели тоже должны изучаться в школьном курсе, и не только изучаться, но и приглашаться на открытые уроки. Я поддерживаю дружеские отношения с Вязниковской санаторной школой-интернатом и детским садом №14. В последнем находится мой поэтический вернисаж, где я провожу встречи с детьми. У меня выпущено 5 детских книг. А вообще, образовательное учреждение - это не панацея. Прежде всего, любовь к прекрасному должны прививать своему ребёнку родители, потому что всё идёт из семьи. Надеяться на учителей не стоит - лучше самим уделять воспитанию большую часть времени. Никакие кружки, курсы и уроки не смогут дать человеку то, что могут родители, - их непосредственное участие в жизни ребёнка и свой пример. Хотя сейчас, в век информации, жизненный темп всё увеличивается с каждым днём, времени ни на что не хватает, с огромной скоростью меняются ценности…

Е.С.: - Понятно, что страна находится в нравственном кризисе. Есть ли способы выбраться из него?

Т.Т.: - Каждый должен начать с себя - какая бы ситуация ни была в стране, жизнь не стоит на месте, а значит, и нам нужно грести своими вёслами, работать не покладая рук, искать пути своего развития, получать новые знания. Если ты ими вооружён, уже понимаешь, как дальше двигаться. И государству будет легче, если люди - грамотные, есть определённый базис. 

Е.С.: - Что ждёте от нового губернатора, кто бы им ни стал? 

Т.Т.: - Конечно, надеюсь на изменения в лучшую сторону. Верю, что это будет человек слова со стоическим характером, принимающий правильные и, что немаловажно, твёрдые решения. 

 

Смотрите также: