Техосмотр. Купить или пройти? Сколько стоит жизнь автолюбителей

Теперь талон ТО можно легко купить у страховщиков и, что самое интересное, даже не показывая свой автомобиль. За это время и автолюбители, и операторы ТО успели испытать на себе все прелести изменений. 

   
   

Техосмотр под честное слово >>>

170 Федеральный закон, согласно которому сейчас происходит процедура прохождения технического осмотра, появился именно тогда, когда усиленно велась борьба с коррупцией в сфере ГИБДД – газеты пестрили материалами о процветавшем взяточничестве, радио и телевидение твердили то же самое. И, несмотря на это, на станциях ТО многокилометровые очереди не рассасывались даже ночью. В результате всего этого и было принято решение о передаче полномочий технического осмотра из рук ГИБДД частникам. Но, как это у нас обычно бывает, на финишной прямой в процесс вмешались «нужные» люди. И вместо того, чтобы доверить важную процедуру профессионалам, полномочия были переданы страховщикам.

Кто ответит за неисправность?

 

Кстати
В 2012 году в авариях из-за технической неисправности автомобилей в нашем регионе погибло свыше 280 человек, более 1000 получили травмы. Тревогу по данной проблеме также бьют специалисты ТО в Тверской, Ростовской, Ижевской, Воронежской, Иркутской и других областях.

 

Изначально благая цель 170 закона – выдавать полис ОСАГО на заведомо исправный автомобиль, то есть сначала ТО, потом полис – превратилась в самый настоящий цирк. С первых же дней Союзом страховщиков был зарегистрирован ЗАО «Техосмотр» - на тот момент практически в течение одного дня было создано 98 станций прохождения технического обслуживания (ТО) – карманных организаций. Техосмотр из обязательного обеспечения исправных автомобилей превратился в инструмент дополнительного заработка для страховщиков. В результате люди стали обходить за версту станции ТО, где действительно проводят диагностику транспортного средства, отдавая предпочтение страховым компаниям, в которых все продается и покупается без лишних телодвижений. Еще бы! Ведь можно прийти к страховщику и получить диагностическую карту, или талон ТО, без всякой диагностики автомобиля. А кто же будет отвечать за неисправный автомобиль? Шуршащая бумажка?

Дело не в деньгах

По данным за этот год, 21% погибших в авариях – именно из-за технической неисправности автомобиля. Странно, почему автолюбители не могут понять, что прохождение ТО – это в первую очередь потребность самого водителя. Неужели не интересно, в каком состоянии находится машина, и не опасно ли на ней ездить? Кроме того, липовый техосмотр стоит всего на 30 рублей дороже. Страховые компании берут 700 рублей, а станции ТО – 670 или 500 для льготников. Так в деньгах ли дело? И где логика? Ведь если цена практически одинакова, стоит ли жертвовать жизнью своей и своих близких, обходить закон, чтобы за те же деньги потерять уверенность в исправности своего «коня на колесах».

   
   

Инвалидам компенсируют затраты на техосмотр >>>

Остались не при деле

Кроме обеспечения собственной же безопасности, есть и другая сторона медали. Люди, которые создавали станции технического обслуживания, вкладывали немалые деньги в свой бизнес, закупали дорогостоящее оборудование и нанимали экспертов, теперь теряют клиентов. Мало того, что в 2011 году на 7 месяцев на ТО был наложен мораторий и организации ушли в минус, сейчас их хлеб достается недобросовестным страховщикам. Самое интересное, что прокуратура все видит и согласна с тем, что есть грубые нарушения, но ничего не делает. Например, оператор технического осмотра из города Юрьев-Польский Ольга ГРАЧЕВА уже долгое время ведет переписку с прокуратурой. И все, что эта переписка дает, это захламление рабочего стола кипой бумаг. Получается, что человек с авторучкой и ноутбуком поглотил тех, кто годами вкладывался и создавал линии технического обслуживания, и теперь это стало никому не нужным, как и то, что операторы ТО в долгах и кредитах, платить которые становится нечем. К слову, для обеспечения качественной работы одной станции техобслуживания нужно порядка 5 миллионов рублей.

Кому, сколько, когда? 10 главных пунктов нового закона о техосмотре >>>

Объединение поможет

Для решения всех проблем, связанных с изменениями в сфере ТО, во Владимирской области было создано некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз технических экспертов», генеральным директором которого стал Сергей ТАЛАЛАЕВ. Вообще же, инициатором создания такой организации (кстати, подобные есть не только в нашем регионе) был Санкт-Петербург.

- Проблемы, которые привели нас к объединению, заключаются в произволе, творящемся в техосмотре, и связаны с увеличением аварийности по причине технической неисправности автомобилей, возросшей на 20%, - комментирует Сергей Павлович.

 

Справка
У соседей. Наша «богатая» область прохождение ТО оценивает в районе 700 руб. (льготным категориям граждан - 500 руб.). В Ивановской обл. за ТО авто просят всего 450 руб. В Рязанской - 400 руб., а в Липецкой - всего 305 рублей.

 

Одна из главных причин такого безобразия - бесконтрольность процесса: за исполнением 170 закона никто не следит. Диагностическая карта потеряла свою значимость - ее можно напечатать на любом принтере. ГИБДД теперь это не интересует - нет полномочий, нет лишних забот.

НП «Межрегиональный союз технических экспертов» ставит перед собой задачу искоренить большую часть проблем, касающихся прохождения ТО. Во-первых, это исключить возможность проведения технического осмотра страховыми компаниями, во-вторых, аккредитацию операторов передать в государственные структуры, и, в-третьих, вернуть полномочия контроля над проведением техосмотра ГИБДД. Все это, по словам директора объединения, должно быть подкреплено Федеральным законом. Если проблема не найдет отклика у государства, то станции технического обслуживания просто перестанут существовать. Только где выгода? В возрастании числа аварий? В увеличении смертности именно из-за технической неисправности? Ведь и сами страховщики пользуются транспортом, и кто знает, на каком такси они едут на работу продавать талоны ТО… 

Задержаны подозреваемые в поджоге трех автомобилей в Энергетике >>>

Мнение власти

Игорь ПОГОДИН, главный специалист-эксперт отдела транспорта департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Владимирской области:

- Закон не предусматривает функции контроля над деятельностью операторов ТО. Сегодня в области существует 45 операторов, 54 пункта ТО и 99 линий технического осмотра. Согласно же нормативу, вполне достаточно и 64 линии на область. Но в силу разного рода обстоятельств, деятельности некоторых страховых компаний, а также в результате слабой экономической базы ряда муниципальных образований, существуют перекосы, что мешает проведению полноценного техосмотра. К нам поступает огромное количество жалоб на некачественные техосмотры. Я думаю, что закон требует пересмотра.

Мнение эксперта

Николай КАРТИНКИН, старший госинспектор отдела регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора УГИБДД УМВД по Владимирской области:

- Сегодня в Правилах дорожного движения есть изменения, согласно которым водителю не обязательно иметь при себе и предъявлять инспектору талон технического осмотра.

За отсутствие ТО могут наказать только водителей, осуществляющих пассажирские перевозки и перевозку опасных грузов. Сумма штрафа – от 500 до 800 рублей или же снятие номерных знаков с запрещением дальнейшей эксплуатации транспортного средства. Потребовать же талон технического осмотра с легкового автомобиля мы не имеем права.

А с другой жизненно важной стороны, стоит отметить, что с тех пор, как нововведения, касающиеся прохождения ТО, вступили в силу, сильно возросло и количество ДТП именно из-за технической неисправности автомобилей – таких аварий стало на 20% больше. Если все оставить так, как есть, что же будет дальше?

Удобнее, но опаснее

Анна ТУМАНОВСКАЯ, владимирский журналист:

- С моей точки зрения как автомобилиста, сейчас во многом проще и удобнее решать проблемы с техническим осмотром. У страховых компаний стало много своих контор, куда направляются владельцы автомобилей для прохождения всей процедуры. Быстро заплатил деньги, быстро получил диагностическую карту, где-то посмотрели машину, где-то нет. На это особого внимания никто не обращает. Конечно, от такого положения дел состояние транспорта улучшаться не будет. Раньше, когда процесс контролировала ГИБДД, доверия было больше. Хотя и тогда были свои минусы – чего стоили только огромные очереди! На мой взгляд, нужно пересмотреть закон и найти «золотую середину» в этом вопросе, закруглив все острые углы, которые были тогда и остаются сейчас. И не стоит забывать, что ответственность за техническое состояние своего автомобиля, а, следовательно, за жизнь и здоровье наших родных и близких, целиком и полностью лежит на автовладельце. Быть уверенным в своем автомобиле нужно самому водителю.