А это риск оступиться, - считает ветеран уголовно-исполнительной системы Ивановской области подполковник в отставке Андрей КНЯЗЕВ.
Он уверен: главным в работе над ошибками должно быть личное желание подростка. Побудить его к этому могут лишь близкие люди. Подросток должен знать, что он нужен и полезен окружающим.
Не лечит, а калечит
Татьяна Матвеева, vlad.aif.ru: - Андрей Владимирович, расскажите, как и когда вы начали работать с проблемными подростками.
Андрей Князев: - Свою работу с несовершеннолетними правонарушителями мне пришлось начать в конце 2003 года, когда я был назначен начальником отдела по руководству уголовно-исполнительными инспекциями.
В то время у несовершеннолетних осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера был достаточно высокий процент повторной преступности. Да и количество потерпевших от преступлений малолетних преступников возрастало.
В качестве примера могу сказать, что одного несовершеннолетнего из г. Комсомольска трижды приговаривали к условному осуждению за изнасилование. И только за четвёртое аналогичное преступление он был направлен в места изоляции.
Такое положение дел меня как руководителя уголовно-исполнительными инспекциями по Ивановской области не устраивало, да и не могло устроить.
Любой здравомыслящий человек понимает, что изоляция от общества не столько лечит, сколько калечит. Действительно, какое-то время мы снижаем общественную опасность любого преступника, в том числе и несовершеннолетнего. Но только на время лишения свободы. И то не всегда: некоторые умудряются совершить преступления и в колонии.
А что будет с ребенком после освобождения, изменит ли он свой образ мышления, примет ли для себя выполнение общечеловеческих норм и правил поведения - это серьёзный вопрос.
Т.М.: - То есть вы хотите сказать, что изоляция от общества может окончательно погубить несовершеннолетнего правонарушителя?
А.К.: - Многие зарубежные и российские криминологи утверждают, что первую преступную специализацию правонарушители получают как раз в местах изоляции, проходят так называемые «криминальные институты». Более того, зарождение устойчивых преступных групп и организованной преступности также происходит в колониях: ломается психика правонарушителя, меняются его убеждения.
Т.М.: - Кто из современных подростков чаще всего совершает преступления? Дети из неблагополучных, неполных, бедных семей или из обеспеченных? Главное - почему?
А.К.:- Главное не то, как ты живёшь, а с кем! Если нет нормального взаимопонимания, общения ребёнка с близкими, если родители не имеют уважения и авторитета у ребёнка, то семейное благосостояние большого значения не имеет, поскольку подросток предоставлен сам себе, и в большинстве случаев его воспитывает улица.
Несовершеннолетние в силу своего психолого-эмоционального и умственного развития могут совершать различного рода поступки, в том числе и противоправные. А причины могут быть самые разные. Например, конфликт в семье. Ребёнок совершает неблаговидные поступки назло своим близким, в компании с товарищами на «слабо», для самоутверждения. Поэтому говорить о стойкой противоправной направленности подростка нельзя, а его действия, скорее всего, нужно расценивать как ошибку. Поэтому и говорят, что ребёнок оступился. А подставить своевременно плечо, к сожалению, некому.
Шанс исправиться
Т.М.: - Андрей Владимирович, дети в последнее время стали очень жестокими. Часто снимают на видео свои преступления, например, избиение сверстников, выкладывают видео в Интернет. Как уберечь ребёнка от тюрьмы?
А.К.: - Сейчас и сама жизнь, и общество ожесточились. А несовершеннолетние являются частью общества. Поэтому ждать иного, по моему мнению, было бы странно.
По сравнению с советским периодом, жизнь стала сложнее и труднее, стабильности стало меньше. А отсутствие цензуры и увеличение количества информационных и развлекательных средств возросло в разы. То есть появилась возможность размещать материалы, пропагандирующие жестокость, расовую и религиозную неприязнь.
Вспомните нашумевший в 90-е годы фильм «Бригада». После его выхода на экраны подростковая преступность возросла в несколько раз!
Добавим к этим факторам и различные технологии управления обществом, которые разыгрываются как в геополитических интересах, так и в интересах некоторых руководителей масс-медиа.
Уберечь ребёнка не только от тюрьмы, но и от уголовной ответственности можно лишь одним способом - достойным воспитанием.
Т.М.: - Что делать родителям, ребёнок которых попал в плохую компанию, оступился?
А.К.: - Для устранения любой негативной ситуации, в первую очередь, необходимо выяснить причины её возникновения: почему ребёнок попал именно в эту компанию, что повлияло на его выбор? Возможно, придётся обратиться за помощью к специалисту-психологу, чтобы окончательно разрешить конфликтную ситуацию.
Самое главное - разрешить ситуацию по существу, а не бороться с последствиями. Ведь ребёнка можно настроить против себя.
В качестве совета: родители, чьи дети попали в такую непростую ситуацию, за грамотной консультацией и квалифицированной помощью могут обратиться в Ивановский областной психолого-педагогический центр помощи семье и детям. Консультации здесь бесплатны.
Т.М.: - Кто должен дать шанс оступившемуся подростку перевоспитаться?
А.К.: - Само словосочетание «дать шанс перевоспитаться» мне не нравится, поскольку, во-первых, это невозможно в возрасте 14-18 лет. А, во-вторых, иногда надо воспитывать не ребёнка, а его окружение (родителей, близких людей).
Предоставить же возможность исправить то, что совершил, создать условия для гармоничного развития ребёнка должно общество. Эта работа заключается в комплексе мероприятий различных сфер: психологической, педагогической, нравственной, духовной и образовательной помощи.
Но это всё будет впустую, если у самого несовершеннолетнего правонарушителя отсутствует желание своего совершенствования. Поэтому главным в работе над ошибками должно быть личное желание подростка. Побудить его могут лишь близкие подростку люди.
Мирись, мирись!
Т.М.: - Интересно знать, как работа с малолетними правонарушителями проводится за границей.
А.К.: - В 2005 и 2008 годах с коллегами из Ивановской области мы выезжали в Финляндию по обмену опытом. За границей меня удивил комплексный подход к решению проблем осужденных. Активная работа общественности, в том числе различные волонтёрские движения, проводимые тренинги, тестирования, а при возможности оплаты осужденным затрат на обучение - образовательные и профессиональные курсы. Тогда я задумался: если могут они, то почему не делаем мы, тем более, что образование и на сегодняшний день для несовершеннолетних у нас бесплатное.
Также я ознакомился с программой примирения потерпевшего с правонарушителем - как на различных стадиях уголовного процесса, так и на стадиях исполнения приговора. Идея мне очень понравилась, так как обязательства по возмещению вреда (не ущерба, а вреда, поскольку здесь рассматриваются не только какие-либо материальные выплаты, но и непосредственный труд) определяются совместно осужденным и потерпевшим.
Немного скорректировав эту методику под наше действующее законодательство совместно с представителями областного суда и администрацией Юрьевецкого муниципального образования, которым я очень благодарен, программу внедрили в 2006 году. И она зарекомендовала себя как актуальная, востребованная, подчеркнув необходимость применения в России.
Наверное, с этого момента можно говорить о становлении ювенальной юстиции в Ивановской области, по крайней мере, на уровне органов правосудия и органов общего самоуправления.
А вообще, если подводить итог и давать общую рекомендацию о том, как уберечь наших детей от колонии, хочу сказать следующее. Самое главное в этом деле - возрождение воспитательных функций не только в семье и школе, но и в обществе в целом, убеждение подростка в том, что он нужен и полезен окружающим как личность, как гражданин.