Неудачный шоппинг. Обман без права обмена

- Классифицируя обращения граждан, можно сделать однозначный вывод о том, что продолжает оставаться высоким число обращений по вопросам торговли. Много нареканий на оказание жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества. Также не снижается количество обращений на некачественное предоставление услуг по бытовому обслуживанию населения (химчистка, изготовление окон и дверей), - отмечает начальник отдела услуг и защиты прав потребителей Управления потребительского рынка и услуг администрации г. Иваново Наталия ЛАВРОВА.     
   

Проблемные мобильники

Традиционно всех больше жалоб и претензий «собирает» качество сотовых телефонов - обычных и сенсорных. Если до ноября 2011 года в течение гарантийного срока при наличии дефектов, даже несущественных, сотовый телефон можно было обменять или потребовать вернуть деньги, то с 10 ноября 2011 года ситуация изменилась не в пользу покупателя.

Это сладкое слово «скидки». Распродажа товаров. Обмену и возврату подлежат >>>

 

 

Языком цифр
Специалистами управления потребительского рынка и услуг в 2012 году по вопросам защиты прав потребителей на личном приеме принято 762 потребителя, оказана помощь в составлении 268 претензий, 29 исковых заявлений, по результатам которых (по неполным данным) потребителям было возвращено 324 тысяч рублей.

 

 

   
   

В это время вышло в свет Постановление № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров», согласно которому технически сложный товар с дефектами можно вернуть продавцу только в течение 15 дней с момента покупки. Если дефект обнаружился позже, технику могут лишь взять в ремонт.

В Перечень технически сложных товаров попали самолеты и автомобили, снегоходы и спортивные суда, сотовые телефоны, имеющие сенсорный экран, компьютеры и принтеры, телевизоры, холодильники, видеокамеры и фотоаппараты.

Супермаркеты - не супер! >>>

- Купив технику из этого Перечня, нужно постараться в первые 15 дней ее максимально эксплуатировать, чтобы заводской брак, если он есть, проявился, и покупку можно было вернуть либо обменять, - рассказывает Наталия Лаврова. - Продавцы могут пойти на уловку, скажут: оставляйте проблемную технику, мы посмотрим, потом с вами свяжемся. Если хотите вернуть деньги или обменять товар, сразу пишите претензию и ставьте в ней дату обращения. Потому что продавцы продержат у себя проблемную технику, а по истечении 15 дней на законных основаниях скажут, что обмен техники/возврат денег невозможен, только ремонт. Своевременная претензия - фактически ваш единственный шанс вернуть деньги.

Каша пригорела, кекс «сырой»

В последние несколько месяцев лидером обращений среди бытовой техники стали мультиварки. По словам Наталии Лавровой, нарекания на этот вид техники самые разные: пригорают продукты (каша, картофель), не пропекается выпечка, мультиварка долго готовит, потребляет много электроэнергии, сложна в эксплуатации и прочее.

- В Перечень мультиварки не входят. Это значит, их можно возвратить продавцу в течение всего гарантийного срока, потребовав назад деньги. Но здесь есть один нюанс: возврат осуществляется, если у техники есть дефекты. Не нравится, надоела, не нужна - это не причина для возврата.

Потребители стали грамотнее, потому поток жалоб растет >>>

И даже подгорание продуктов эксперты (экспертиза будет проведена за счет продавца, но в случае, если дефект не подтвердится - оплачивать ее будет покупатель) могут назвать техническими особенностями товара. Так что при покупке мультиварки еще раз подумайте, нужна ли она вам, а если нужна, то какого качества. Подозрительно низкая цена и малоизвестная фирма, как правило, показатель не лучшего качества.

Ярмарки тщеславия

Однодневные меховые ярмарки, распродажи якобы кожаных курток, натуральных дубленок и кожаной обуви, как выяснилось, очень популярны у ивановцев. Покупатели искренне считают, что на ярмарках можно купить качественную вещь по низкой цене, и выглядеть сногсшибательно. В действительности выходит совершенно иначе.

Наталия Лаврова рассказывает, что буквально через неделю после каждой такой ярмарки-распродажи в отдел по защите прав потребителей обращаются десятки покупателей, недовольных качеством приобретенных вещей. Шубы и дубленки оказываются ненатуральными, сапоги некожаными.

Купите бублички. К тысячелетию уличной торговли >>>

- Дело в том, что продавцы на ярмарках не дают ни квитанций, ни гарантий. На некоторых изделиях есть ярлычки якобы известных заводов, но, скорее всего, это для усыпления бдительности покупателей, - говорит Наталия Лаврова. - Самое печальное то, что люди покупают дорогостоящие шубы в кредит. Ярмарка закрылась, меховое изделие вытерлось, разошлось по швам, а кредитные обязательства перед банком остались.

По окончании сезона с хорошей скидкой можно купить шубу/дубленку в магазине. Это ошибочное мнение, что там очень высокие цены. Здесь также бывают распродажи и скидки до 40% в летний сезон. Неоспоримый плюс: магазин работает всегда, всегда выдает чек, принимает претензии. Да и гарантия на изделие действует в течение 2 лет по закону «О защите прав потребителей».

Новые «деньгососы»

Несколько лет назад в городе наблюдался бум популярности пылесосов Kirby за 150 тысяч рублей. Настойчивые предложения приобрести эту технику сыпались на телефоны едва ли ни каждого ивановца. Представители техники предлагали потенциальным покупателям бесплатную уборку в их квартире. Кто-то после такой демонстрации соглашался приобрести необоснованно дорогой пылесос, кто-то от покупки категорически отказывался.

В настоящее время на смену этим «деньгососам» пришли парогенераторы за 80 тысяч рублей. Реклама преподносит данную чудо-технику как «лекарство» от многих бытовых проблем: гладит шторы, дезинфицирует полы, ковры, до блеска очищает ванну. Схема знакомства с парогенераторами, как и в случае с пылесосами Kirby, - демонстрация на дому.

Одна из пожилых жительниц Иванова по совету дочки решила посмотреть, так ли хорош парогенератор, как о нем рассказывают с экрана телевизора. В квартиру пенсионерки пришли вежливые молодые люди, парогенератором убрали квартиру. И не собирающаяся вовсе приобретать дорогую технику женщина неожиданно для себя самой решила, что жить не может без парогенератора. А поскольку 80 тысяч рублей у нее не было, она оделась и поехала вместе с молодыми людьми в банк за кредитом.

Во Владимирской области создали торговую ассоциацию >>>

Через некоторое время после ухода представителей компании женщина поняла, что парогенератор ей вовсе не нужен. Пенсионерка сокрушается и по поводу взятого кредита. Но техника исправна, дефектов у нее нет. А это значит, для ее возврата нет оснований. Парогенератор, как и пылесос, - это сложная техника, которая не подлежит возврату и обмену, если она надлежащего качества.

Самый банальный совет - никого не пускайте в квартиру, даже если вам обещают бесплатную чистку всей вашей квартиры. И даже если утверждают, что ваша подруга (соседка, коллега с работы) уже приобрела эту вещь.

Если уж пустили в дом и разрешили включить пылесос/парогенератор, возьмите за правило никогда сразу не соглашаться на покупку товара. Пообещайте подумать, позвонить в фирму позже. Своим вежливым отказом вы, безусловно, нарушите планы демонстратора, который начнет вас с еще большим усердием убеждать в необходимости приобретения товара. Поэтому в этот момент лучше набрать номер знакомого, близкого, вкратце обрисовать ситуацию, или позвать соседей. Главное - не оставаться с продавцом наедине.

Не попасть под воздействие человека, владеющего НЛП (нейролингвистическим программированием), - практически нереально. Поэтому, несмотря на все ваше любопытство или скуку, лучше заранее настойчиво отказаться от всяких демонстраций.

Куда обращаться за консультацией?

В январе 2013 года в управлении потребительского рынка и услуг начал функционировать «Телефон доверия» 58-58-77, звонки на который принимаются круглосуточно. Телефон работает в режиме записи всех поступающих звонков. Услуга оказалась очень востребованной жителями города. За два месяца поступило более 100 звонков. Всем обратившимся оказывается помощь в решении проблем и дается письменный ответ по существу заданных вопросов.

Кроме этого, два раза в неделю проходит личный прием граждан по вопросам защиты прав потребителей: по вторникам с 9 до 12 часов, по четвергам с 15 до 19. Адрес: г. Иваново, Шереметевский проспект, д. 1, каб. 439.