В отличие от рынков и ларьков супермаркеты кажутся островками цивилизованной торговли: уж там-то точно не обманут! Это не всегда так.
«AиФ» уже рассказывал, как магазины продают просроченные продукты под видом свежих («Еда, да не та» в № 35). Остальные методы обмана, увы, вполне в рамках закона - они основаны на невнимательности клиента.
Ценник с сюрпризом
«Покупала внучке виноград, на ценнике стояла цифра: 150 руб., - жалуется пенсионерка Жанна Ивановна из Москвы. - А на кассе меня огорошили: с вас 900 рублей!» Оказалось, что указанная цена - за 100 г продукта, об этом гласит приписка мелким шрифтом. Чтобы увидеть её, надо обладать идеальным зрением. За его отсутствие пожилая женщина поплатилась сердечным приступом.
Ещё одна уловка - указывать крупными цифрами стоимость товара без НДС. Спастись от этого можно, внимательно вглядываясь в ценники - буквально с лупой, а также изучая цену на наклейке на самом товаре. Цифры на наклейке супермаркета со штрих-кодом указываться «с потолка» не могут - там фигурирует только конечная стоимость данного количества товара. Но и здесь есть свои ухищрения: например, можно напечатать часть этой цифры на тёмном фоне (см. рис. 1), и уже кажется, что рыба стоит не 1241 руб., а 241 - единичка «потерялась»!
Популярный метод «развода» покупателей - путаница с ценниками. Делается это так: на полку ставят 10 наименований йогуртов, но ценники под ними расположены вразнобой. Вы выбираете самый дешёвый, но только из чека узнаёте, что он-то и был самым дорогим!
«Если в зале магазина установлены сканеры, проверяйте на них цену каждого товара по штрих-коду», - советует юрист Денис Ульянов. Если сканеров нет, следите, какие цифры высвечиваются на кассовом аппарате, когда товар пробивают.
Кассовый обман
В одном из столичных гипермаркетов Сергей Р. покупал памперсы и еду для ребёнка. Случайно запомнил цифру на ценнике: 526 руб. за пачку подгузников. Но на чеке значилось - 531 руб. Мужчина пошёл сверить с чеком остальные покупки: выяснилось, что всё стоило на 10-20 копеек дороже, чем было обещано! Каждый пакетик сока по пути от прилавка к кассе подорожал на 20 коп., губки для мытья посуды - на 14 коп. «В таком случае необходимо сфотографировать свой чек и ценник рядом, а снимок послать в Роспотребнадзор, - советует Михаил Аншаков, председатель Общества защиты прав потребителей. - Пусть для вас лишние 2-3 рубля к чеку погоды и не делают, но в рамках дневной выручки магазина это большие деньги, полученные незаконно!»
Так же надо поступать, если кассир уверяет, что «в кассу забили новые цены, а оформление витрины ещё не поменяли» или «акция-распродажа закончилась, забыли сменить ценники». Магазин обязан продать вам товар по цене, указанной на витрине, - пусть даже себе в убыток!
Где 2, там и 4
«Когда я работал в супермаркете эконом-класса, нормальным считалось мухлевать с количеством однотипных товаров, - делится воспоминаниями Алексей Р. - Человек покупает 6 пачек йогурта, а в чек пробиваем 8. Это незаметно, а за день удавалось заработать до 3 тыс. руб.!».
Также в чеке могут появляться пункты, которые вы «не заказывали», - «обслуживание», «упаковка товара» или, как на рис. 2, ёмкая фраза «ни за что» - за целых 140 руб. Многие супермаркеты грешат тем, что продают, а не дают бесплатно пластиковые пакеты. Но не афишируют это, а молча кладут клиенту несколько штук (пусть даже ему они и не нужны!).
«Проверьте чек, не выходя из магазина, - рекомендует Дмитрий Янин, председатель Конфедерации обществ потребителей (Конфоп). - Если вы обнаружили лишние позиции, за которые уже заплатили, обращайтесь к администратору. Ему нужно продемонстрировать чек и купленные товары. После чего разница в цене будет вам возвращена». Увы, если вы уже вышли из магазина с покупками или наткнулись на сюрприз в чеке только дома, рассчитывать на возврат денег нельзя. И наконец, часто в чеки попадают товары от предыдущего покупателя. «Для того чтобы этого не случилось, проследите: когда продавец начинает сканировать вашу первую покупку - на экране должен высвечиваться ноль», - советует Раиса Михайлова, замдиректора продуктового магазина.
Если вас обманул продавец или производитель товара и услуги и у вас сохранились доказательства этого (например, фотографии), пишите на letters@aif.ru с пометкой «Полезный выбор». Давайте бороться с недобросовестными продавцами вместе!