Молодёжь хором затягивала любимую песню «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз…» Поколение мечтателей, воплотившее свою сказку в жизнь.
Нынешние школьники хоть и задаются «великими» целями, зато от компьютера их не оттащить. Разве что Афанасию МАКОВНЕВУ - путешественнику со стажем, это оказалось под силу. Необычный гость рассказал школьникам Судогодского района, как 7 человек за 38 дней и ночей при температуре - 45 покорили Северный полюс. И стали первыми, кто добрался туда на автомобилях. Что называется, поймали удачу за хвост…
Принимайте гостей
В школе деревни Ильино Судогодского района было не протолкнуться. Учащиеся из Муромцево, Судогды, Головино приехали на встречу с Афанасием Маковневым. Всем не терпелось получить заветный автограф и сфотографироваться с полярником. Организатор «исторического» события - Андрей БЫКОВСКИХ, учитель географии Ильинской школы. Именно благодаря ему скучные уроки преобразились, оставив в памяти детворы яркие воспоминания.
- Недавно я побывал на фестивале Русского географического общества в Москве, - рассказывает Андрей Быковских. - Там услышал рассказ Афанасия Маковнева и посмотрел снятый им фильм «Автомобильная хроника дрейфующих льдов», рассказывающий об экспедиции на Северный полюс, совершённой в 2009 году. Потом попросил Афанасия Владимировича скопировать фильм. А он ответил, что может сам к нам приехать. Я не ожидал, что такой человек так запросто может встретиться с ребятами в нашей глубинке.
Дух приключений
Обещание полярник выполнил - приехал в гости к ребятам. А они подготовились к визиту «от и до» - организовали конкурс-выставку рисунков, распечатали информационные буклеты, даже спецвыпуск школьной газеты подготовили. В ходе «географической» встречи оказалось, что личность Афанасия Маковнева многогранна - он не только путешественник, но ещё и фотограф, и кинооператор. Его жизнь похожа на киноленту - столько необычного и интересного в ней! Порой даже не верится, что простому человеку под силу покорение неизведанного. Судите сами. В конце 80-х, после очередной экспедиции в Арктику, он 15 лет жил на Чукотке: мастерил лодки, охотился на тюленей, ездил на собачьих упряжках, много снимал и фотографировал. «Ледовый» опыт Афанасия Маковнева поражает - 17 весенних сезонов на плавучем льду в Беринговом, Чукотском, Карском морях, в море Лаптевых. Морские парусные путешествия на каяках и байдарках через Берингов пролив и вокруг Берингова моря и в одиночку на лодке вокруг Чукотского полуострова, полярные снегоходные и автомобильные экспедиции на Чукотке, Таймыре, Ямале, Полярном Урале, Якутии. А в Америке состязался в гонке на собачьей упряжке. Путешественник признаётся: «Жилка исследователя у меня врождённая».
- Ещё до того, как у нас появился телевизор, мне было интересно, что происходит за забором нашего дома, - говорит Афанасий Маковнев. - В 3 года отец подарил мне велосипед, окрестности двора я объездил за пару дней. Мне стало скучно. Я отправлялся путешествовать дальше, за что потом получал нагоняй от родителей.
Детство давно закончилось, а энтузиазм и любопытство остались. Афанасия Владимировича до сих пор влекут неизведанные уголки нашей планеты. Именно поэтому в начале «нулевых» он вместе с единомышленниками решился на отважный шаг - доехать до Северного полюса на автомобилях.
В учебниках истории пишут, что в ХХ веке борьба за достижение Северного полюса превратилась в своеобразный вид спорта. За 100 лет его успели покорить на воздушном шаре, дирижабле, самолёте, атомном ледоколе и даже совершили погружение на дно океана на глубоководных аппаратах «Мир». А вот попытки «автомобильного» покорения потерпели фиаско.
- До этого мы около 5 раз выезжали в экспедиции «Полярное кольцо» с Владимиром Чуковым, - рассказывает путешественник. - Он мечтал покорить Северный полюс. Его конструкторы в Белоруссии корпели над разными проектами машин. Но они не выдерживали испытаний. Тогда за дело взялся Василий Елагин, руководитель нашей экспедиции. Он стал главным конструктором «Емели», над которым трудились около двух лет. В результате автомобиль «Емеля» оказался лучшим из всех предыдущих. Как назовёшь машину, такой она и будет. У других машин были пафосные названия: «Торос», «Полюс», «Мангазея».
На создание машины для суровых арктических регионов ушло несколько лет. Зато какое получилось авто! «Емеля» - автомобиль-амфибия. Он предназначен для передвижения по торосам, ледяным полям и тонкому льду Северного Ледовитого океана. Шесть его колёс обуты в специальные шины-оболочки. Благодаря им он держится на воде и преодолевает любые преграды. В 2009 году чудо-машины «Емеля-1» и «Емеля-2» показали всю свою мощь. Про покорение полюса участники экспедиции даже сняли документальный фильм, который и показали детворе в Ильинской школе.
Жизнь, как в фильме
Как мы знаем, участники экспедиции отказались от лыж и палаток, а поехали покорять полюс на чудо-машинах, в которых можно жить. На остров Средний архипелага Северная Земля экипаж с техникой доставили на самолётах Управления авиации ФСБ России. 20 марта с базы полярной станции «Остров Голомянный» началась длинная дорога по снежной пустыне. Продуктов взяли с запасом, думали, что марш-бросок продлится всего-то 20 дней. Как оказалось, ошибались. Перед дорогой накололи пресный лёд для воды, взяли с собой собаку Лизку и двинулись в путь… 7 участников экспедиции, не считая собаки. В большой машине тепло и комфортно. Экипаж полон сил, дела спорятся, машины идут легко, препятствий пока нет. Прошло несколько дней. Вокруг белым-бело. Это давит психологически, но полярники справляются. Спасают надежда и командный дух. Кажется, будто люди и не замечают жёсткие условия. Вне машины - лютый мороз, иногда температура «зашкаливает». Внутри «Емели» греет печка, но даже она не спасает от корки льда на полу авто. В скором времени начались и первые препятствия - то белые медведи, которых бесстрашно отгоняла собака, то огромные полыньи и дрейфующие льдины. Большие пространства тонкого льда оказались самым трудным препятствием на пути к полюсу. Когда проваливались в середине такой полыньи, а до любого края несколько сотен метров, приходилось несколько часов ломать лёд перед машиной, чтобы по каналу довести её до твёрдого берега. Часто лёд толщиной 12 см не выдерживал, и машина оказывалась в воде. Но это не беда. Всё снаряжение, продукты, личные вещи и запчасти находились в герметичных пластиковых бочках. Внутрь корпуса самого автомобиля вода не попадала. Проволочки и проблемы на дорогах задерживали. А тут ещё в один из трудных дней пропала Лизка. Звали, искали - безрезультатно. Погода испортилась. Остаться - самим пропасть. С тяжёлой душой, еле сдерживая слёзы, поиски прекратили.
В путь?
Топливо на нуле, собака пропала, еда заканчивается, а конечной точки маршрута всё ещё не видно… Спасла связь с миром. С Большой земли «прилетели» бочки солярки. Машины ожили и поехали! Казалось бы, удача снова в руках! Но не тут-то было. Когда до победной точки остались считанные километры, у «Емели-2» полетела форсунка, а у «Емели-1» вышли из строя полуоси. Ещё и новая оказия - аэродром «Борнео» на плавучей льдине дрейфовал и постоянно менял своё местоположение. Путешественникам сообщили, что их заберут с маршрута вне зависимости от того, доехали они до полюса или нет. Нервы на пределе. Из последних сил починили машины и приготовились к последнему рывку. Будь что будет! 26 апреля команда морской ледовой автомобильной экспедиции достигла точки географического Северного полюса. Экспедиция окончена! Исследователи стали первыми, кто добрался до Северного полюса на автомобилях. Позже покорение Северного полюса россиянами включили в Книгу рекордов России. А вот в Книгу рекордов Гиннесса не попали - слишком уж уникален «подвиг». Никто в мире на такое не осмелится.
Кстати, Афанасий Маковнев на этом не остановился. Он собирается отправиться в экспедицию на Северную Землю. Первоначально архипелаг, обнаруженный в 1913 году, назывался Земля Императора Николая II. Путешественник готов повторить экспедицию Георгия Ушакова, участники которой в 30-е годы составили первую карту архипелага.
- Я хочу снять документальный фильм «По следам Ушакова», - говорит Афанасий Маковнев. - Он первым описал этот архипелаг, нарисовал географические карты. И вот хочется сделать так, как он описывал в своей книге «По нехоженой земле» - проехать на машинах и на собаках. А потом показать людям всю красоту снежной пустыни и дрейфующих льдов.
Смотрите также:
- Вода - опасная стихия. Муромский спасатель - об итогах купального сезона →
- Какие территории Владимира самые грязные? →
- Приключения артистов-экстремалов →