Где и как зародились традиции праздника? Когда во Владимире появился культ вишни? Об этом нам рассказала методист Владимирской городской станции юннатов «Патриарший сад» Елена МАЙОРОВА.
Владимирскую вишню можно назвать живым символом города. Она появилась еще со времён Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. На протяжении нескольких веков горожане разводили вишнёвые деревья. Сегодня владимирская вишня настолько известна, что вряд ли найдётся человек, который не слышал бы о ней.
Из Киева во Владимир
Саша Линни, vlad.aif.ru: - Какие существуют версии появления у нас вишнёвых садов?
Елена Майорова: - Как известно, Андрей Боголюбский перенёс во Владимир не только великокняжеский престол, но и традиции Киевской Руси. Одной из традиций было разведение вишнёвых садов при монастырях, княжеских теремах. На краю котловины будущего Патриаршего сада в XII веке стоял терем Андрея Боголюбского. Именно тогда на южном склоне посадили первые плодовые деревца. К XIV веку монахи сделали сад настоящим питомником владимирской вишни. В 1850 году в Патриаршем саду были сосредоточены почти все сорта так называемой «владимирской вишни». Грузинская версия больше похожа на легенду. Если ей верить, то дикая степная вишня попала во Владимир чуть ли не от самой царицы Тамары, бывшей замужем за одним из «меньших» русских князей. Или же вишню привезли в обозе грузинского святителя Антония, одного из кандидатов в русские Патриархи. По греческой версии, вишню привезли монахи-путешественники из греческого Афонского монастыря в Суздальский Васильевский монастырь.
С.Л.: - Когда появились первые сведения о владимирских вишнёвых садах?
Е.М.: - Первые достоверные сведения о владимирских вишнёвых садах появились более 350 лет тому назад. Сохранились документы, относящиеся к 1657 г. о продаже вишнёвых садов. Журнал «Вестник Европы» в 1811 году писал, что владимирцы фактически молились на свою вишню - в пору сбора урожая они отмечали языческий праздник Помоны, древнеримской богини плодов, возлюбленной бога садов.
Во Владимире в третий раз отметили «Вишневый спас» | Фотогалерея
Во Владимире в третий раз отметили «Вишневый спас» | Фотогалерея
С.Л.: - Большую ли территорию занимали вишнёвые сады?
Е.М.: - Сейчас трудно представить, но в былые времена вишнёвых садов было так много, что казалось, будто город окружён вишнёвым лесом. Достоверно известно, что к середине XVII века значительное количество вишнёвых садов разводили вдоль городских валов и по самим валам. Сады были не только в городе, но и в окружающих его слободах и селениях.
Её «родословная»
С.Л.: - Какие сорта вишни выращивали?
Е.М.: - Могу сказать, что Владимир славился своими сортами вишни, их было 5. Это «Родителева» - её часто называют «владимирской». Она признана российским стандартом. Именно по сравнению с ней (крупнее-мельче, слаще-кислее и т.д.) оценивают все другие сорта вишен. «Бель-Алуха» - за розовато-жёлтый сок ее прозвали «белью», а за темно-алый цвет ягод в Вязниковском районе ее зовут «алухой». «Сайка» - её было настолько много, что ягоды пускали под пресс, а из сока делали пищевой краситель. «Левинка» - возможно, называется так по имени вошедшего в городскую черту села Левино поле. К сожалению, сорт вишни «Васильевская» утерян около 30 лет назад во Владимире. В былые времена он ценился высоко и подавался к столу особо важным персонам.
С.Л.: - Как садоводы прошлых столетий охраняли ягоды от птиц?
Е.М.: - Я считаю, что в этом вопросе владимирцы были крайне изобретательны. Существовала специальная система охраны ягод. Ставили специальную вышку (лачугу), от которой к кольям протягивали верёвки, увешанные тряпками, погремушками. Сторож находился на вышке и дёргал время от времени за верёвки, потряхивал трещёткой. Это создавало шум, отпугивающий птиц. Рано утром и в 5-6 вечера раздавались почти непрерывные окрики сторожей, стук трещёток. В городе стоял шум, который сравнивали с «празднеством ведьм и домовых». Адъюнкт Академии наук Иван Лепехин как-то ночевал во Владимире в 1768 году. Он писал: «С непривычки трудно было уснуть. Ночью в городе, сплошь покрытом вишнёвыми садами, ни на секунду не молкнет стук колотушек, которыми владимирцы отгоняют птиц от созревших вишен».
На всю Россию…
С.Л.: - Есть ли интересные истории, связанные с владимирской вишней?
Е.М.: - Я уверена, что таких историй сохранилось немало. Могу рассказать несколько из них. Например, владимирская вишня так славилась, что её плоды подавались к столу Патриарха и царской семьи. Как-то в Москве проживала Имеретинская царица. Патриарх Адриан заботливо посылал ей вино, овощи и кузовок владимирской вишни. А вот владимирский купец Василий Гончаров до фанатизма обожал царскую семью. Поэтому всегда посылал семье царя Александра II ягоды владимирской вишни из своего сада. Газета «Владимирские губернские ведомости» часто публиковала сообщения, что императрица изволила благодарить Гончарова за верноподданнические чувства.
С.Л.: - Чем вишня была для города и его жителей?
Е.М.: - Я точно знаю, что вишня была статьёй дохода. В селе Добром каждый крестьянский двор продавал вишен не менее чем на 100-150 рублей. Для нищего крестьянского бюджета того времени это была огромная сумма! Торговля возросла после проведения Московско-Нижегородской железной дороги. Целыми вагонами отправляли вишню на продажу. В больших количествах её скупали представители крупных столичных кондитерских фирм. От продажи сока вишни получали 200 тыс. рублей (1 рубль тогда = 1000 руб. сегодня - ред.). Выращивать саженцы родителевой вишни и продавать их было доходным делом. Зная это, недобросовестные торговцы сплошь и рядом под именем «владимирки» продавали всякую вишню, по внешности напоминающую любимый сорт. Отсутствие гарантии заставляло серьёзных садоводов специально приезжать во Владимир для покупки саженцев родителевой вишни.
С.Л.: - Почему сейчас у нас вишни не так уж и много?
Е.М.: - Думаю, владимирская вишня сдала свои позиции. В современном городе вишня не имеет большого промышленного значения, как это было раньше. Сажают самые неприхотливые разновидности. Да и, честно говоря, территории, где посажены вишни, малы. Дело в том, что после революции во Владимире началась застройка тех территорий, где произрастали вишнёвые сады. Местные колхозы и совхозы предпочли заниматься «перспективными» культурами. Вырастить настоящий вишенник на шести сотках может не каждый садовод-любитель. Сказались и морозные зимы. В 1938-1941 гг. и в 1970-е годы морозы нанесли вишне огромный урон.
С.Л.: - Развивается ли у нас бренд вишни?
Е.М.: - Да, безусловно, он активно развивается. Например, уже в третий раз, в середине июля отмечается праздник Вишневого Спаса. В старину сбор вишни называли праздником Помоны, в честь римской богини древесных плодов и изобилия. Мероприятие каждый раз собирает несколько тысяч гостей. В этом году их было около 3500. А это значит, что горожанам небезразлично культурное наследие их родного края.
С.Л.: - Как проходил праздник?
Е.М.: - Праздник прошёл весело, с насыщенной программой. Гостей ждали большая ярмарка и музыкальная программа. Горожане с удовольствием дегустировали вишнёвый морс и травяной чай, пробовали выпечку с вишней. Для многих в диковинку был «вишнёвый» боулинг и «вишнёвый» арбалет. Все желающие могли заглянуть в будущее и погадать на вишнёвых косточках. Эдакая шутка. Позаботились мы и о любителях чтения - сделали книжную выставку «Вкус спелой вишни». Кроме этого, по всему прогулочному маршруту девушки в русских народных костюмах предлагали угощение и рассказывали историю о появлении владимирской вишни и её сортах. Жаль, что сорт «Васильевская» утерян, но мы пытаемся его возродить. В прошлом году из Санкт-Петербурга привезли 6 черенков. Я надеюсь, что старинный праздник сбора ягод Вишнёвый Спас возродит культурную память у горожан.